Термины

Значения музыкальных терминов, которые вы можете услышать на уроках и встретить в книгах или в интернете.

Метр – это ход времени, чередование сильных и слабых долей, координатная сетка. Метр всегда подразумевается при игре, но не всегда воплощается.

Ритм – рисунок, нарисованный по координатной сетке,  моменты исполнения звуков.

Темп – скорость исполнения музыки, числовая запись означает количество ударов метронома в минуту.

Фигура – ритмическая группа, соотношение длительностей звуков и пауз, из которых складывается ритм.

Доля – отдельный щелчок времени, момент, который может быть выражен или не выражен звуком.

Сильная доля – первая доля, имеющая больший вес, смысловую нагрузку, громкость, обозначается цифрой (1 – сильная доля, 2,3,4 и т.д. – относительно сильные.).

Слабая доля – не имеющая ударения, обозначается «и».

Акцент – ударение, которое делают при игре на сильной доле. Акцент может быть на любой доле, если того требует характер мелодии или манера исполнения.

Синкопа – акцент на слабой доле.

Такт – время от одной сильной доли до другой. Такт может иметь разное количество долей. Вертикальная черта обозначает начало или конец такта.

|1и2и3и4и|: проговаривается равномерно «Раз-И-Два-И-Три-И-Четыре-И». Каждая доля в такте имеет имя (доля «Раз», доля «ДваИ»). Доля 1 — сильная, доли 2, 3, 4 — относительно сильные, доли И — слабые. Доли 1 и 3 также называют бит (beat), доли 2 и 4 – бекбит (backbeat), доли И – оффбит (offbeat).

Затакт – неполный такт, исполнение начинается с конца такта.

Длительность – условная продолжительность звуков, измеряемая долями. При делении такта на 8 равных долей, длительность каждой доли составит 1/8 («одна восьмая»). Длительность важна для понимания соотношения нот в музыке. 1 целая нота (или пауза) = 2 половинным = 4 четвертям = 8 восьмым = 16 шестнадцатым нотам и т.д.

Группировка – образование ритмических групп внутри такта.

Дуоль –группа из двух нот, сильной и слабой (1и).

Триоль – группа из трех нот, сильной и двух слабых (1ии).

Квартоль – группа их четырех нот (1иии).

Квинтоль – группа из пяти нот (1ииии).

Секстоль – группа из шести нот (1иииии).

Размер – цифровая запись метра. Указывается для предварительного настроя, понимания ритма. Дробь 3/4 означает – сколько ударов метронома (3) какой длительности (четверть) имеет такт.

Метры могут быть двудольными, когда сильные доли (акценты) повторяются равномерно через одну слабую долю (1и) и трехдольными – через две слабые доли (1ии).

Простые метры (простые размеры) – двудольные и трехдольный, имеющие один акцент (2/4,  2/8, 2/16, 3/4, 3/8, 3/16).

Сложные метры – образуются при слиянии простых, двух и более и имеют несколько сильных долей (простых метров), например:

- четырехдольные (4/4, 1и2и3и4и);

- 6-дольные (6/8, 1ии2ии)

- 9-дольные (9/8, 1ии2ии3ии)

- 12-дольные (12/8, 1ии2ии3ии4ии)

Сложные смешанные метры – слияние нескольких разнородных простых (2 и 3). Их чередование может меняться. Например: 5/4 = 2/4 + 3/4 (1и2ии) и 5/4 = 3/4 + 2/4 (1ии2и). Видна различная группировка долей.

Переменный размер – новый такт начинается в новом размере.

Аппликатура – способ расстановки и чередования рук (пальцев) при игре, а также способ обозначения рук в записи. Обычно используется прямая аппликатура рук RLRL (правая-левая-правая-левая).

Рудименты – специальные приемы, используемые барабанщиками для тренировки и в игре, основанные на чередовании различных аппликатур. Отработка рудиментов тренирует мышечную память, улучшает технику игры. Основные группы рудиментов: дроби, парадидлы, форшлаги.

Дробь (тремоло, roll) – “дрожащий” звук, серия быстроследующих ударов. Тремоло может быть одинарным, когда руки играют поочередно (RLRL…) и отскакивающим, когда каждая рука делает двойной или тройной удар (RRLL… , RRRLLL…). Отскакивающее тремоло более актуально для игры палочками.

Парадидл – последовательность ударов, где звуки «па» и «ра» означают перемену рук, а «дидл» — двойной удар (RLRRLRLL…)

Форшлаг (flam)– предудар, укращающий основной звук. Вместе они звучат внахлест (“тра”).

Крещендо –исполнение группы нот с равномерным увеличением громкости. Обозначается знаком “<” от первой до последней ноты.

Декрещендо – исполнение с уменьшением громкости. Обозначается “>”.

Шаффл (пунктирный ритм) – манера исполнения триолей, когда звучат только первая и третья нота в триолях, “Та-таТа-таТа…”

Если что-то осталось не понятным — звоните +7 903 505 66 85 или пишите на sundrums@mail.ru 

Также хороший сайт:

http://www.music-theory.ru/index.php

А главное — практика!