Глава 2

ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАНДИНГО

«Foli de ye digne kogo ye…»

«Музыка делает мир прекрасным местом…»

 

Черная Африка имеет бесконечное число музыкальных инструментов. Сложно перечислить их все из-за размеров регионов и великого многообразия этнических групп, а также из-за множества и непостоянства терминологий.

Здесь представлены наиболее характерные для Мандинго инструменты, имеющие более или менее прямое отношение к джембе и его музыке. Эти инструменты используются во время церемоний инициации, игр, популярных празднеств, для исполнения песен и танцев. Они также применяются национальными танцевальными коллективами.

Как составная часть африканской общественной жизни, доказательство живости традиционной музыки, эти инструменты и в настоящее время звучат на фоне сельскохозяйственных работ (пахота, посев, сбор урожая), охоты и рыбалки. Они сопровождают рождение, детство, взросление, похороны и наследование, выражают очищение, торжественность и благочестие в ритуалах. Они позволяют «joiе de vivre» – радости жизни и веселью вырваться наружу, выражают рвение в работе.

Резонирующие полости и отверстия этих священных инструментов иногда имеют форму, которая позволяет приписывать им символические или мифологические толкования. Последние, храня свои ключевые элементы, в большей или меньшей степени являются жертвами общей технической эволюции металла и дерева.

Они могут быть созданы очень искусно, а могут небрежно и даже грубо. Но все они имеют одну общую черту – они никогда не производятся массово. Использование всех видов звучащих материалов (дерево, бамбук, рога, кожи животных, тыквы, железо и пр.) делает их качество выше других инструментов богатством тембра. Мастера исходят из того, что инструмент должен быть способным производить необычные тоны, более или менее неизвестные и часто сложные.

Как таковых не существует «профессиональных» изготовителей инструментов, за исключением джембе и определенных инструментов как кирин или нкони. Музыканты делают их сами, общаясь с ними на языке своего этноса и используя различные артефакты, наделяют их индивидуальностью.

Инструменты, созданные таким образом, производят гнусавые, вибрирующие, скрипучие, нежные звуки. Так точно, насколько это только возможно, инструменты повторяют музыку природы.

Каждый барабан уникален, обладает своей собственной красотой, достоинствами и недостатками. Гамбийская кора, например, которая «говорит на Манденго»[1], звучит не так, как малийская кора, «говорящая на Манденко»[2]. Подобно этому гвинейская бала не обладает такой же шкалой, как бала из Буркина-Фасо, а флейта Манинка похожа на флейту из Футы только по тону, но не по языку.

Современные материалы используются все чаще и чаще, что позволяет производить инструменты широкого ритмического и мелодического диапазона. Выйдя за рамки традиционного стиля, музыканты могут довольно органично интегрироваться в инструментальные группы и современные ансамбли по всему миру.

Перечисленные в этой книге инструменты классифицированы по четырем большим категориям согласно традиционной органологии К. Сакса и Е. фон Хорнбостеля.

Мембранофоны: джембе, дундуны, бара, нтама, сико.

Это инструменты с мембраной, натянутой на полое основание. Звук извлекается за счет ударов по мембране руками или палочкой.

Идиофоны: кирин, келе, кесекесе, ябара, филендундуны, гита, кариян, васамба, бала.

В этих инструментах звук производится за счет вибрации самого материала, без использования струн или мембран.

Хордофоны: болон, нкони, кора.

Звук рождает игра на струне или струнах, натянутыми между двумя фиксированными точками опоры.

Аэрофоны: филе.

Эта категория включает все инструменты, звук которых производится за счет вибрации воздуха в полой трубке. Они также называются инструментами воздуха или ветра. К данной категории должен быть отнесен и человеческий голос.

В Африке это важный источник музыки, при котором хлопанье в ладоши – единственный аккомпанемент.

 

МЕМБРАНОФОНЫ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ БАРАБАНЫ

Дундуны

В Мали обычно используется  один дундун[3], называемый конкони. Иногда добавляется второй конкони. В Гвинее играют на трех дундунах: дунунба (dununba), сангба (sangba) и кенкени (kenkeni)[4].

Не обязательно играть на трех дундунах сразу. Если исполнитель один, то используется сангба – самый важный барабан в этой группе. Для большего разнообразия другой барабанщик играет на кенкени. Этот ансамбль наиболее часто дополняется дунунба в регионе Курусса Верхней Гвинеи.

Дунунба и сангба производят низкий звук. На них играют в связке с джембефола[5]-солистом и аккомпанируют различным танцам. У кенкени, самого маленького дундуна, более высокий звук. В оркестре он обеспечивает постоянный ритмический аккомпанемент, поддерживая основу композиции без вариаций.

Эти цилиндрические барабаны изготавливают из дерева или рекуперированных металлических цилиндров. Их диаметр варьируется от 25 до 60 сантиметров. Концы дундунов покрывают кожей различной толщины: воловьей или телячьей кожей в Гвинее, козлиной кожей в Мали. Кожу пришивают, либо скрепляют железными обручами и натягивают при помощи веревок, которые связывают обручи вместе (см. главу Как собрать дундун).

 

На дундунах играют, положив их горизонтально на землю или держа при помощи лямки, перекинутой через плечо. Музыкант использует изогнутую деревянную или прямую палочку, ударяя ею по центру кожаной мембраны с одной стороны барабана. В современных танцевальных студиях дундуны ставят вертикально, несколько барабанов в связке.

Тот же музыкант часто играет на безъязычковом металлическом колокольчике, дополняя ритм барабана или отдельно от него. В Гвинее этот колокольчик называется кенкен (kenken). В регионе Курусса он продолговатой формы, около 30-40 сантиметров в длину. Музыкант кладет его в ложбинку на плече, ударяет по нему тяжелым железным кольцом, одетым на большой палец руки.

В современной практике колокольчик фиксируется на дундуне. Он меньше и более плоский, по нему ударяют маленькой железной палочкой или тяжелым кольцом.

В Мали этот колокольчик, называемый нтала (ntala), конической формы и меньше в размере. Барабанщик держит его в свободной поднятой руке за ручку и ударяет по нему кольцом, одетым на большой палец.

В Гвинее и Мали дундуны непосредственно связаны с джембе и танцем. Являясь ключевыми  инструментами, они поддерживают ритм.

 

ПОЛУСФЕРИЧЕСКИЕ БАРАБАНЫ

Бара

Бара[6] (bara) происходит из региона Мали Сегоу. Используется в этнической группе Бамана.

 

Этот барабан в форме котелка, около 60 см в диаметре, иногда больше, изготавливается из дерева и кожи, обычно телячьей, которая пришивается и держится при помощи системы кожаных шнурков.

Его либо подвешивают на ремне за талию музыканта, либо ставят на землю. Играют на барабане обеими ладонями.

Бара используется во всех популярных празднествах, особенно в регионе Бондиалан.

У народа бамана баре аккомпанирует другой покрытый кожей барабан, бонголо (bongolo). Его форма и то, как его собирают, делают этот барабан близким родственником джембе. Однако его резонансная камера выше и играют на нем по-другому: одна рука ударяет непосредственно по барабану, а другая – палочкой.

БАРАБАНЫ ФОРМЫ ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ

Нтама

Народы Мали, Бва и Каадо считают себя изобретателями этого инструмента.

Нтама (ntama) – двусторонний барабан с различными степенями натяжения, изготавливаемый из выдолбленного деревянного цилиндра в форме песочных часов.

Концы барабана покрываются двумя кусками козлиной кожи, натягиваемыми на жесткий круг, и связываются вместе эластичными кожаными шнурками. Держа узкий корпус инструмента под рукой – отсюда обозначение «подмышечный барабан» – барабанщик варьирует давление на шнуровку, изменяя таким образом напряжение и создавая перетекающие и изменяющиеся тоны.

Ударяют по мембране тонкой изогнутой палкой. Для нтамани[7] (ntamani) эта техника дополняется игрой пальцами по той же мембране.

Все социальные слои общества знакомы с этим старинным инструментом, используемым зазывалами для сбора народа на площади для объявления срочной информации. На нтама можно также отбивать танцевальные ритмы, когда он звучит вместе с джембе.

Этот барабан также называют «говорящим барабаном». И в самом деле его перетекающие тоны напоминают некоторые африканские наречия.

 

РАМОЧНЫЕ БАРАБАНЫ

Сико

Сико (siko) происходит из пограничного региона между Гвинеей и Сьерра Леоне, где проживает этническая группа темине. Сейчас на этом инструменте играют и сусу.

Сико – плоский, квадратный барабан, представляющий собой деревянную рамку, обтянутую козлиной кожей. Музыкант играет на сико, сидя и зажав его между коленей или стоя и держа в одной руке. Он ударяет по барабану полностью ладонью или двумя тонкими палочками. Оркестр из четырех или пяти сико разных размеров оживляет различные местные празднества. Эти разные сико: роллинг (rolling), вамбан (wamban), тублок (toublok), баба (baba) и соло (solo).

 

ИДИОФОНЫ

ЩЕЛЕВЫЕ БАРАБАНЫ

Кирин – Келе

Кирин (kirin), инструмент народа сусу, родом из нижебережного региона Гвинеи. Келе (kele)[8] – родом из лесного региона Гвинеи.

Для  игры используют деревянные палочки, которыми ударяют по щелям и по бокам верхней части цилиндра.

Щелевые барабаны бывают разной длины, но не менее 30 см в длину и 20-40 см в диаметре. После того как длина кирина определена, ствол полностью выдалбливается и оба конца цилиндра остаются открытыми. Широкие щели келе выдалбливают по длине ствола, концы оставляют нетронутыми или иногда делают рельефными.

Несколько продольных, параллельных разрезов делают в верхней части этих барабанов. Их неодинаковые длины производят различные звуки. Щели киринов очень тонкие и продолжаются до отверстий на концах барабана. У келе ширина щелей варьируется (см. фото внизу).

 

Эти инструменты располагают либо горизонтально на земле, либо между вытянутых ног музыканта (зажимая ногами), либо на штативе.

У этих барабанов очень специфический язык; на них играют во время тайных церемоний, в которых могут принимать участие только посвященные музыканты. Они также используются для связи и считаются предшественниками телеграфа. Посредством этих барабанов можно отправлять сообщения из одной деревни в другую, воспроизводя точно тональность и ритм речи. В последнее время их стали использовать в оркестрах, где они придают перкуссии мелодичный оттенок.

 

ТРЕЩОТКИ

Кесекесе

Появившись в регионе Фарана Верхней Гвинеи, кесекесе (kesekese) является любимым инструментом этнической группы мамара в области Мали Сикассо. Эти внутреннеперкуссионные трещотки представляют собой закрытые емкости, содержащие мелкую гальку или семена, и бывают различной формы.

Обычно кесекесе конической формы, сделаны из плетеных растительных волокон. Музыкант держит по трещотке в каждой руке и совершает ими возвратно-поступательные движения. Кесекесе сопровождают песнопения и определенные очень быстрые танцы.

Им часто аккомпанируют на другом инструменте, коро (koro), маленьком куске выдолбленного дерева, который держат в ладони одной руки, отбивая ритм маленькой палочкой, зажатой в другой руке.

 

Ябара

Ябара (yabara) пришла из лесного региона Гвинеи, населенного этническими группами киси, тома и герезе. Это внешнеперкуссионная трещотка из целого, в форме кувшина плода тыквы, чья плодоножка служит ручкой инструмента. Тыкву выскабливают и помещают в достаточно свободную веревочную сумку, усеянную настоящими змеиными позвонками, каури[9] или деревянными кругляшками (и иногда семенами «гомбеле»).

Калебас держат за ручку и раскачивают вперед и назад, в то время, как другой рукой оттягивают конец веревочной сумки вниз. Это производит чистый, сухой звук. Музыкант создает ритмический аккомпанемент  пению и другим перкуссионным инструментам.

В Мали ябара обычно использовалась для аккомпанемента болону (bolon) во время больших ритуальных церемоний, чествующих главных духов или богов, деревенских предков. В регионе Сикассо представители народа бамана используют ябару (также называемую тчичкара (tchitchkara)) без иного музыкального сопровождения для празднеств.

 

КАЛЕБАСЫ

Филендундун

Филендундун (filendunun)[10] или «водный барабан» изготавливается из половины большой, пустой тыквы – калебаса. Его заполняют на три четверти водой, и другой, более маленький, перевернутый, калебас плавает в ней.

Ритмы играются на верхнем калебасе либо голыми руками, либо двумя деревянными палочками, чьи концы усилены тканью или резиной, либо двумя маленькими калебасами-ложками[11]. Количество воды под маленьким калебасом определяет высоту различных звуков.

На филендундунах в основном играют женщины; они используются в различных случаях в зависимости от региона. В Мали они в основном звучат на свадьбах или в обрядах инициации, а также в руках молодых девушек, которые ходят, напевая, от двери к двери во время Рамадана.

В Гвинее на водных барабанах играют, чтобы вызвать дождь или во время новогодних празднеств.

 

Гита

Гита (gita) – инструмент этнической группы Бамана в регионе Мали Сегу. Этот истинно безмембранный перкуссионный инструмент сделан из половины калебаса диаметром около 40 см с двумя или тремя рядами маленьких дырочек, проделанных по окружности. В каждую из этих дырочек продет тонкий кожаный шнурок с каури или бусиной на конце.

Декорированный таким образом калебас подбрасывают круговым движением в воздух и затем ловят; ритм задается пением и хлопками рук.

На этом инструменте играют только молодые девушки, достигшие половой зрелости, на свадебных церемониях. Они развлекают невесту каждый вечер в течение недели свадебных торжеств.

Этот инструмент особенно используется народ сонгои для аккомпанемента таканба (популярный танец в регионе Тимбукту). Калебас переворачивают на набедренную повязку или бубу (длинная, широкая африканская народная рубашка), и ударяют по нему ладонями или парой бабушей (тапочек).

 

СКРЕЖЕЩУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Кариян

Кариян (kariyan) – полая железная трубка, открытая по всей длине. Около 4 см в диаметре, от 20 до 30 см в длину, ее держат в ладони, просунув палец в кольцо на трубке.

По прорезям с каждой стороны цилиндра водят маленьким металлическим прутом. Шарнирное движение запястья задает ритм.

В основном на этом инструменте играют музыканты при инициации и певцы из охотничьих братств.

На карияне играют также женщины-гриоты во время и после пения, а также в качестве аккомпанемента хлопающим в ладоши женщинам.

 

СИСТРЫ

Васамба

Васамба (wasamba)[12] используется в обрядах инициации. Инструмент изготавливается из рогатины, каждая сторона длиной 20-30 см (отсюда и название «арочные систры»), на одну сторону которой насаживают несколько дисков убывающего диаметра, вырезанных из тыквы и проткнутых в центре. Количество дисков от 15 до 20 соответствует возрасту проходящих обряд инициации.

Техника игры на инструменте варьируется в зависимости от его этнического происхождения. Когда на васамба играют попарно, их встряхивают и трут один об другой. Скользящие диски ударяются друг о друга и производят хрустящий, потрескающий звук.

Васамба используется в основном во время обрядов обрезания, чтобы отгонять злых духов и в качестве аккомпанемента пению во время восстановительного периода после операции. К только что обрезанным мальчикам никто не должен приближаться, васамба извещают об их присутствии прохожих и незнакомцев.

Считается, что этот инструмент родом из Средневековья.

 

КСИЛОФОНЫ

Бала

Бала (bala)[13] – ксилофон на рамке, предшественник современного ксилофона. Он состоит из низкого шасси, на котором параллельно расположены тринадцать, пятнадцать, восемнадцать или двадцать одна деревянная пластина уменьшающейся длины. С нижней стороны они имеют зазубрины, и у каждой пластины свой резонатор.

Изготовленные из сферических тыкв увеличивающегося размера, резонаторы бала имеют каждый одну или две маленьких язычковых трубки. Проделанные в калебасах отверстия закрывают мембраны – они вибрируют, когда ударяют по пластинам, модифицируя звук. Их делают из паутины определенного вида пауков или, менее традиционно, из сигаретной бумаги.

Музыкант зачастую надевает браслеты с железными колокольчиками. Он играет на бала, сидя на корточках, двумя палочками, концы которых обмотаны резиной.

Существует два вида бала:

- диалибалани (jalibalani), маленький гриотский бала, также называемый манинка балани (maninka balani) – маленький бала народа манинка. Его можно встретить в основном в Гвинее. Шасси низкие и плоские, а резонансные камеры сферические;

- сиенара бала (syenara bala), также называемый сенуфо бала (sénufo bala). Его распространили везде в Баманском королевстве Сегу и Васулу этнические группы сиенара и мамара. Его шасси выше и изогнутое. Пластинки больше и резонансные камеры продолговатые. В регионе Корого Кот-д’Ивуара он называется турука бала (turuka bala) – по имени народа.

Музыкальный диапазон бала – около трех октав. Поскольку этнические группы, которые его изобрели и которые его используют, не говорят на одном языке, то все бала звучат по-разному.

Оба вида имеют две основные шкалы:

пентатоническая (5-тоновая) шкала для сиенара бала и гептатоническая (7-тоновая) шкала для манинка бала.

У Манинка на бала обычно играют гриоты для воспроизведения исключительно инструментальной музыки или для аккомпанемента женскому пению.

По легенде Сумангуру Кантé, король Сусу, использовал бала для магии. Его инструмент рассказывал ему о происходящем на его территории.

Фассéкé Куятé, назначенный гриот Сунджаты, однажды воспользовался отсутствием Сумангуру, чтобы впустить множество богов в его хижину, а затем принялся играть на великом бала Сусу с необычайной энергией. Сумангуру, проводивший время на охоте, внезапно вернулся домой, так как гениальный инструмент известил его о происходящем. Поняв, что перед ним истинный виртуоз бала, Сумангуру перерезал оба ахиллесова сухожилия Фассéкé Куятé, чтобы тот остался навеки рядом с его инструментом. С того момента этот исторический инструмент стал самой сокровенной частицей Империи Мандинго.

С 1975 г. подлинный Сосо бала императора Сумангуру охраняется гриотами Куятé в Нягассоле, северной оконечности Верхней Гвинеи. На нем могут играть только они ночью однажды в год.

У Манинка есть второй вид ксилофона, флен бала (flen bala). Типичный инструмент бамана, он наиболее часто встречается в регионе Кита. Флен бала делают из выскобленный половины тыквы. На ее верхней части расположено 12 тонких бамбуковых пластин. Музыкант играет, сидя, и держит инструмент между колен. Он сжимает концы пластин большим и указательным пальцами.

Этот очень романтический инструмент символизирует любовь и помимо прочих сопровождает церемонии помолвки и свадьбы.

 

ХОРДОФОНЫ

ИЗОГНУТЫЕ АРФЫ

Болон

Болон (bolon) – изогнутая арфа, состоящая из большого калебаса, изогнутой деревянной жерди и трех струн. На конце жерди находится резонатор[14].

Музыкант чаще всего играет, сидя, зажав болон ногами. Он держит его за палку, располагая запястья на калебасе, и зажимает струны большими пальцами. Болон является двойным басом в музыке Мандинго. На нем играют в основном во время охотничьих церемоний.

Изначально называемый сорон (soron), этот инструмент был размером с человека, на нем играли стоя. Он укреплял отвагу, вселял в воинов бесстрашие. Когда войско входило в захваченную деревню, музыкант с сороном шествовал впереди военного лидера.

У народа бамана есть другая изогнутая арфа с двумя рядами трех струн, называемая дозонкони (dozonkoni)[15]. Дозонкони встречается в основном в регионах Мали – Васулу и Белидугу, где на нем играют молодые люди во время вечерних сборищ.

 

 

 

ЛЮТНИ

Нкони

Нкони (nkoni) – лютня Сахели, встречаемая у Фульбе, Сонинке и Моорс, является своего рода маленькой гитарой с лодочным корпусом и тремя струнами. Сейчас также встречается у народа бамана, который добавил четвертую струну.

К деревянной резонансной камере прикрепляют овечью шкуру. Изготавливаемые когда-то из конских волос, струны сейчас нейлоновые. Они натягиваются на круглый деревянный, зазубренный гриф и удерживаются передвигаемыми кожаными кольцами (как на коре).

Нкони прежде всего гриотский инструмент, идеальная поддержка для коры.

Историю Империи Мандинго можно прочувствовать через музыку нкони. Нкони сопровождает рассказ  историка или хроникера и используется для иллюстрации историй о геройских подвигах. Ее также можно встретить в традиционных ансамблях манинка.

 

 

АРФА-ЛЮТНИ

Кора

Кора (kora) относится к симби (simbi) – арфе, на которой играют исключительно охотники. Древний инструмент королевского двора Мандинго, пришедший из 13 века из Банжула (Гамбия), остается верным посланником древней цивилизации. У нее богатый репертуар мелодий и традиционных песен.

Эта арфа-лютня состоит из длинного закругленного грифа из твердой древесины, проходящего через полусферическую резонансную камеру. Корпус изготавливают из половины большого калебаса около 50 см в диаметре. Открытую часть покрывают выделанной (до состояния пергамента) телячьей или овечьей кожей, плотно натянутой и прикрепленной к корпусу тыквы.

У коры 21 струна в два ряда: 11 струн для левой руки и 10 для правой. С помощью скользящих кожаных колец струны закрепляют на зазубренном грифе и регулируют их натяжение. Когда-то струны делали из плетеной кожи, сегодня они нейлоновые. Инструмент держат параллельно себе за два деревянных стержня, расположенных с каждой стороны от грифа.

Резонаторное отверстие обычно круглое и делается  на боку тыквы.

Музыкант  играет сидя, при этом кора располагается на коленях или стоя с корой на ремне, переброшенном через плечо. Он играет большими и указательными пальцами, остальными пальцами удерживая инструмент. На коре обычно играют, аккомпанируя пению музыканта или диали.

Говорят, кора самый красивый инструмент Западной Африки. Согласно традиции, 21 струна коры представляет жизнь ребенка:

7 струн, чтобы оживить прошлое,

7 – чтобы озвучить моменты настоящего,

7 – чтобы призвать будущее.

Согласно другой традиции, семь струн означают мать, семь – отца и еще семь – ребенка.

 

АЭРОФОНЫ

ФЛЕЙТЫ

Филе

Филе[16] (file) – поперечная флейта с тремя или четырьмя отверстиями. Изготовленная из древесины или бамбука, она обычно обернута тканью или кусочками кожи и украшена каури.

На филе обычно играли кузнецы во время определенных занятий таких, как раскопки или выплавка железной руды или при открытии золотых приисков. Инструмент служил также для борьбы со злыми духами.

У него было два названия: нуму-филе (numu-file), кузнецкая флейта, и кон-филе (kon-file), «парадная флейта» (для охоты). Кузнецы и сейчас играют на этой флейте во время важных церемоний, к примеру, обряда обрезания.

Филе встречается у нескольких западно-африканских народов, включая пастухов фулбе в Фута Джалон (Гвинея) и Макина (Мали). Его музыка направляет стада на пастбища или сопровождает их перемещения. На нем также играют во время празднеств, сопровождая определенные акробатические танцы, а также в традиционных музыкальных ансамблях, где его мелодика очень ценится. Техника игры особенна: музыкант часто добавляет гортанные крики во время игры, создавая уникальный звук.

 

Глава 3