Глава 1

ОБЩЕСТВО МАНДИНГО


  • Сунджата Кейта
  • Основные этнические группы
  • Гриоты или диали

 

«Mogo te koro kalan ma; dono don tulo be te kalanso…»

«Во все времена каждый день ухо слышит новые вещи…»


СУНДЖАТА КЕЙТА

Герой империи Мали

Сунджата – герой мифов и легенд 13 века, – был человеком великой судьбы. Великий среди величайших, ему приписывается очень важная роль в традиционной истории Мандинго. Главные события его жизни подробно изложены в хрониках времени и многочисленных африканских исторических книгах. Его история рассказана в «Джаньон» и «Сунджата Фаса» – саге о Сунджате, самой знаменитой эпической песне Мандинго[1].

История повествует, что Соголон Кеджого, одна из жен Фара-Коро Макан Кегни родила  больного мальчика, который был парализован 17 лет. Его звали Сунджата.

У Сунджаты была мачеха – Тассома Берете, которая помогала своему сыну Дакарану Тома – сводному брату Сунджаты, незаконно захватить трон. Поразительная сила и благородство Сунджаты возбудили зависть и страх в Тассоме Берете и она стала строить козни против него. Со своим сыном она изгнала Сунджату единственного наследника трона со всей его семьей. Они ушли к Нема, где его мать умерла. Случилось это накануне отъезда Сунджаты, в результате которого он одержал победу в своей родной стране. Сунджата преуспел на своем пути, заключая альянсы, собирая и покоряя разные народы, которые потом становились его вассалами. В исторической битве под Кириной Сунджата и его союзники Мандинго одержали победу над Саумангоро Канте, королем Сусу.

Сунджата был провозглашен Манса или императором, Королем Королей. После он заложил основы империи Мандинго, Империи Мали.

Он развивал сельское хозяйство, ставшее основой экономики, и задал направление коммерции через Сахару, наладив продажу золота, разрушив работорговлю народа манинка, которая позже была уничтожена.

В общественной сфере также были введены некоторые новшества. Кастовая разница стала более системной. Существовавшие ранее группы были разделены на три непроницаемые страты (слои общества): хорон (важные люди и знать), нямакала[2] (члены каст) и джон (рабы). Роль каждой страты была четко определена правилами, уходящими в глубину веков и традиции. Важнейшим долгом знати, восседавшей на вершине иерархии, было следить за безопасностью. Члены касты удовлетворяли материальные потребности групп и развлекали. Рабы делали самую тяжелую и неприятную работу. Сунджата также закрепил клановую систему. Ремесло и род занятия стали переходить по наследству: с того времени сын должен был идти по следам своего отца. Существует несколько версий кончины Сунджаты. Как и его жизнь, его смерть окутана тайной. По наиболее распространенной версии он утонул в реке Санкараннин.

Империя Мали достигла своего расцвета во время правления Канку Мусса, известного как Манса Мусса I (1342-1360). Империя простиралась от Атлантического океана до запада Гао на реке Нигер.

Канку Мусса получил известность благодаря знаменитому паломничеству в Мекку, ставшему легендой. В течение своего путешествия он раздал так много золота (говорят, 12 тонн), что он обрушил рынок драгоценностей Каира и заработал себе тем самым исключительную репутацию. Набожный правитель построил много мечетей в своей колонии, делал богатые подношения, чтобы распространить известность Мали далеко за границами Судана, привлекал многих арабских путешественников в свою страну. Самым знаменитым из них был марокканец Ибн Баттута, который приехал в 1352 году. В то время Манса Мусса правил огромной и процветающей империей. После его смерти внутренние распри ослабили правительство. Повсюду вассалы восставали, чтобы сбросить малийское бремя, среди них были народы Волоф и Серери. Империя Мандинго была раздроблена.

Множество королей были рождены на исторической земле империи Мандинго. Они были героями и воинами, которых гриоты продолжали прославлять по всей Западной Африке так, будто бы они были еще живы.

После нескольких лет французской колонизации, именовавшейся Французский Судан, 22 сентября 1960 года Мали стала независимой и суверенной республикой. В течение правления президента Модибо Кейта республика испытала первые серьезные экономические трудности, усиленные социальным кризисом. Серьезные конфликты проявились внутри верхушки единственной политической партии USRDA, порождая политический кризис.  Это привело к военному перевороту 19 ноября 1968 года под руководством лейтенанта Мусса Траоре, который единолично управлял страной 23 года. В результате трагических событий 26 мая 1991 года он был свергнут, после чего была образована многопартийная, демократическая система.

Колонизация значительно изменила карту региона Мандинго и рассредоточила народности Манинка. Их зона влияния на текущий момент включает части Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара, Гамбии, Гвинеи-Конакри и Гвинеи-Биссау, Либерии, Мали, Сенегала и Сьерра-Леоне. Манинка относятся к группе Мандинго, которая включает много престижных этнических групп, таких, как Бамана, Каадо, Диула, Сонинке, Сусу и Сиенара.

Музыка Мандинго сегодня завоевывает мир под руководством широко известных и талантливых музыкантов, таких, как Ами Койта (Ami Koïta), Салиф Кейта (Salif Keïta), Мори Канте (Mory Kanté)…

 

ОСНОВНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В ОБЛАСТЯХ ВЛИЯНИЯ МАНДИНГО

  • Буркина Фасо
Бирифу (Birifu) 

Борон (Boron)

Буса (Busa)

Бва или Боро (Bwa/Bobo)

Дафин (Dafin) 

Дагари (Dagari)

Фулбе (Fulbé)

Гурумансе (Gurumance)

Гуруси (Gurusi) 

Диула (Jula)

Лоби (Lobi)

Моси (Mosi)

Самого (Samogo) 

Сьенара или Сенуфо

(Syenara / Sénufo)

  • Кот-д’Ивуар
Аборон (Aboron) 

Ани (Ani)

Атие (Atiyé)

Бамана (Bamana)

Бавуле (Bawulé)

Бете (Bété)

Бирифу (Birifu) 

Боле (Bolé)

Дан (Dan)

Эбирие (Ebiriye)

Фулбе (Fulbé)

Гагу (Gagu)

Гере (Géré) 

Гуро или Квени (Guro / Kweni)

Диула (Jula)

Кояга (Koyaga)

Манинка (Maninka)

Сьенара (Syenara)

Турука (Turuka) 

Вобе (Wobé)

Якуба (Yakuba)

 

  • Гвинея
Бага (Baga) 

Басари (Basari)

Фулани или Пеул (Fulani / Peul)

Герезе (Gereze)

Диалунке (Jalunké) 

Диула (Jula)

Киси (Kisi)

Кониаги (Koniagi)

Ландуман (Landuman) 

Манинка или Малинке (Maninka / Malinké)

Нало (Nalo)

Сусу или Сосо (Susu / Soso)

Темине (Téminé) 

Тома или Лома (Toma / Loma)

Тукулери (Tuculeri)

  • Мали
Бамана или Бамбара (Bamana/Bambara) 

Бела (Bela)

Бозо (Bozo)

Бва (Bwa)

Фулбе или Пеул (Fulbé / Peul)

Диула (Jula)

Каадо или Догон (Kaado/Dogon)

Каколо (Kakolo) 

Касонке (Kasonké)

Мамара или Миянка (Mamara / Miyanka)

Манинка (Maninka)

Моси (Mosi)

Самого (Samogo)

Сомоно (Somono)

Сонгой или Сонрай (Songoï / Sonraï)

Сонинке, Cараколе или Марака 

(Soninké, Sarakolé, Maraka)

Сурака или Моор (Suraka/Moor)

Сьенара (Syenara)

Тамашек или Туарег (Tamasheq/Touareg)

Тукулери (Tuculeri)

Васулунке (Wasulunke)

Волоф (Wolof)

  • Сенегал и Гамбия
Басари (Basari) 

Фулбе (Fulbé)

Диула (Jula)

Лебу (Lébu) 

Манинка (Maninka)

Серери (Séreri)

Сонинке (Soninké) 

Сурака (Suraka)

Тукулери (Tuculeri)

Волоф (Wolof) 

 

  • Основные этнические классовые группы
Фуне (Fune) 

Гаранке (Garanke)

Диали (Jali) 

Маабо (Maabo)

Нуму (Numu) 

Для написания названий групп, инструментов и ритмов используется алфавит мандинго. Буква «j» произносится как «дй», буква «u» произносится как «у». Безударное «e» произносится как «эй». Оригинальное написание, пришедшее из Франции, используется для всех собственных имен.

ГРИОТЫ ИЛИ ДИАЛИ (Джали)

В Западной Африке в великих феодальных обществах таких, как Империя Мали, где касты были разделены социальной иерархией, гриоты или барды стали предметом поклонения. Как вестников общества их почитали, уважали, к ним относились со страхом. Внутри сильно структурированного и иерархичного общества мандинго, гриоты или диали были обособленной кастой, чей род деятельности был связан с музыкой и ораторским искусством.

Согласно известному специалисту Келе Монсону Диабате происхождение гриотов исчисляется со времен пророка Мухаммеда. По легенде Пророк дал своему рабу Билали три сундука, предназначенные его трем внукам, которые позднее пошли в Mандан и основали деревню Кикоронин. Согласно устным сказаниям Манинка пришли из Мекки.

Гриотами могли быть и мужчины, и женщины. Они были окружены аурой тайны. Названные «белен тигуй»[3], они хранили устные традиции. Мастерство гриотов передавалось по наследству и они могли наслаждаться своим статусом, не выполняя каких-либо сложных задач. Однако великие гриоты были редкостью.

В Мандене старейшие гриоты путешествовали крайне мало, сохраняя преданность земле, на которой они родились. Они оседали там, чтобы служить королю или власти, становясь зависимыми от них.

Гриоты относились к низшей касте и потому их любили и в то же время презирали. Они не занимались ручным трудом, не работали на земле, но их поддерживала знать. Будучи детьми, они учились искусству публичного выступления и развивали свою память, которая становилась их рабочим инструментом. Эти рассказчики историй и музыканты имеют такие распространенные имена как Куяте, Диабате или Киссоко. Некоторые из них также выступали целителями, так как были посвящены в тайны природы и владели знанием сил растений.

По всем этим причинам гриоты выступали хранителями историй династий, родов, человеческой памяти. Их умения пригождались во время значимых публичных мероприятий, на которых прославлялись правители и присутствовала знать в сопровождении собственных гриотов. Они были умны настолько, чтобы не служить дворянам, склоняя свои головы от стыда.

Гриоты также были воинственны. Они побуждали королей сражаться в битвах и встречать смерть, вдохновляли их славой, силой, возможностью приобрести земли и красивых женщин (в целом короли имели 30 жен). Некоторые гриоты начинали войну. Один из них однажды упрямо отказался петь для Битона, короля Сегу. «Что случилось? Что не так?», – спросил король. «Это в твоем королевстве все не так, господин», – ответил гриот. — «Милейшая девушка империи живет в деревне соседнего королевства, и ты до сих пор не взял ее в жены! Как я могу петь хвалу тебе?» Услышав эти слова, король приготовил свою армию и начал войну, чтобы насильно забрать девушку, на которой он потом женился. Никто не мог сказать «нет» гриоту. Это было делом чести.

Прежде чем начала использоваться письменность, гриоты обменивались знаниями устно. Чтобы научиться «профессии», молодые гриоты покидали свои семьи и отправлялись к великим мастерам. Они выполняли домашнюю работу у своих учителей до тех пор, пока не заслуживали их доверия. Когда учитель считал своих учеников готовыми к обучению, он начинал учить их «бурудйу»[4]. Это давало возможность ученикам среди других вещей узнать, что они из хорошего рода: среди их предков всегда находился герой, который служил отправной точкой.

После того как их разум был открыт и они впитывали учение насколько могли, ученики покидали своего учителя и становились в свою очередь хранителями «тарика».

Сегодня, когда королевские дворы перестали существовать, гриоты в основном проживают в больших городах и не могут провозглашать свою принадлежность школе определенного мастера из-за изменений в социальной и геополитической структуре. Они стали независимы. Настоящие профессионалы устного выступления, представлений и музыки – мастера церемоний местных празднеств в своих сообществах. Сложно представить свадьбы, крещения и похороны без них, посевной сезон сопровождается их пениями и музыкой. Прославляя знать и важных людей, гриоты больше не нуждаются в том, чтобы уметь говорить правду. Вместо этого они говорят то, что радует и обещает подношения, награды и подарки.

Сегодня сложно найти молодых людей, знающих «тарик», редкое традиционное знание в наши дни. Их соблазняют быстрые деньги, а добровольная работа больше никого не привлекает. Все гриоты верят, что день, когда они начнут работать, непременно станет началом славы и успеха. Они с готовностью подчиняются силе денег. Но их функция остается важной – они играют роль примирителей, вмешиваясь во внутрисемейные проблемы и споры. Гриоты все еще организовывают традиционные бракосочетания.

В мире Мандинго есть множество деревень и учебных центров, где молодые люди увлеченно изучают устные традиции. Новички осваивают искусство публичного выступления или обмениваются своим опытом с другими гриотами, особенно в Кела (сообщество Кенбага), в Кита и Будофо (окраины Киты) и в Крина (сообщество Бамако), городах, где традиции Мали хорошо сохраняются, и в Хамада или Фамада (сообщество Курусса) в Гвинее.


[1] Эта сага включает несколько сотен стихов, которые сопровождаются выступлениями, песнями и танцами во время важных церемоний.

[2] Термин нямакала обозначает группы  в различных кланах, состоящие из: Jali – гриоты (сказители), Numu – кузнецы, Garanke – сапожники и красильщики, Fune – праведные нищие, попрошайки.

[3] Это выражение образовано из слов «белен», обозначающего «ветвь», и «тигуй», обозначающего «мастер».

[4] «Бурудйу»: происхождение семейной родословной также называлось «тарик» от арабского слова, означавшего  «хроника».

 

 

Введение

Глава 2