Глава 3

ДЖЕМБЕ

  • Происхождение
  • Обучение игре на джембе
  • Функция
  • Конструкция
  • Атрибуты и украшение
  • Магия
  • Игровые положения
  • Звуки и основные техники

 

«Mogo ka kan k’i  taamdgnogon woloma…»

«Всегда следует выбирать себе попутчика…»


ДЖЕМБЕ

Джембе принадлежит к семейству мембранофонов. Его кубкообразная форма походит на ступку, использовавшуюся для толчения проса. Высеченный из цельного куска дерева, он имеет коническую «ножку», полость которой ведет в бóльшую резонансную камеру «тела». Соединяющая часть посередине джембе – «воротник».

Размер джембе обычно варьируется от 55 до 60 см в высоту и от 30 до 38 см в диаметре (некоторые джембе из Кот-д’Ивуара и Буркина Фасо шире). Древесину для барабана выбирают по плотности, тональности и прочности. Наиболее часто используется древесина ворожири[1], ленке, догора, гуэни и кайседра.

Мембрана джембе изготавливается из козлиной кожи. Система натяжения представляет собой плетеные нейлоновые шнуры. Кожу удерживают три металлических обруча (см. главу Сборка джембе). Изначально кожа джембе закреплялась при помощи тонких полосок плетеной кожи или коровьих кишок. Если натяжение мембраны ослабевало во время игры, музыкант подтягивал кожу, нагревая ее над небольшим огнем (эта техника все еще используется некоторыми африканскими барабанщиками).

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Джембе – вековой барабан Мандинго. Это старейший инструмент кузнецов[2], на котором изначально играли только во время выплавки железной руды. Джембе можно встретить повсюду в Западной Африке, где это один из самых распространенных инструментов. Существует много мифов, часто довольно разных, рассказывающих о его происхождении.

Хьюго Цемп рассказывает следующий, самый известный, который приписывает происхождение джембе шимпанзе:

«Давным-давно люди не знали, что такое барабаны, но у шимпанзе они были. В то время жил охотник по имени Со Дью. Он был лидером охотников, расставляющих капканы. Шимпанзе часто проходили рядом с его лагерем. Однажды он пошел охотиться и заметил шимпанзе, которые ели  фрукты с деревьев. Они развлекали себя барабаном. Охотник сказал: «Эта штука, по которой они стучат, прекрасна. Чтобы заполучить ее, поставлю-ка я капкан».

Он вырыл яму и установил капкан. На следующий день он услышал рыдания шимпанзе. Детеныши шимпанзе, молодые и старые шимпанзе – все кричали. В капкан попал шимпанзе-барабанщик. Охотник позвал свою собаку и пошел в лес. При его приближении шимпанзе разбежались, оставив барабанщика вместе с барабаном в капкане. Охотник забрал барабан и принес его в деревню. Вот почему у шимпанзе больше нет барабанов, и они бьют себя кулаками в грудь. Вот почему они говорят «гугу». Но мы слышим сегодня не настоящий барабан. Мы слышим шимпанзе, который перестал дышать и бьет себя в грудь.

Охотник вернулся в деревню и отдал барабан вождю. Вождь осмотрел инструмент и добавил: «Мы долгое время слышали голос этой вещи, но никто не видел ее до сих пор. Ты принес ее нам, ты поступил правильно. Бери мою старшую дочь себе первой женой».

С того дня человека, игравшего на барабане, называли играющим на тамбурине. Вот как мы получили барабан. А шимпанзе из леса были людьми, которые заблудились. Они совершили плохой поступок и Бог проклял их, превратив в шимпанзе. Сегодня у них больше нет барабанов и им приходится бить себя в грудь».

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДЖЕМБЕ

Как правило, обучение будущего джембе-барабанщика начинается очень рано. Одаренный ребенок передается мастеру и становится его учеником. Он относится с преданностью и уважением к мастеру, который в свою очередь ответственен за его обучение. Как говорится, мастер воспитывает ученика по своему образу и подобию. Обучение происходит во время публичных мероприятий, «на работе», без репетиции, часто посредством всего лишь подражания.

Первый шаг – слушать «голос» джембе и наблюдать.

Затем, ученик играет простые ритмы на дундуне или джембе и усваивает многочисленные аккомпанементы и ритмы. Некоторые студенты никогда не перерастают этот этап, но остаются хорошими аккомпаниаторами.

Как только эта ступень пройдена, ученик может постепенно начинать подражать простым «классическим» вариациям мастера и брать на себя ответственность, выступая с группой аккомпаниаторов и танцоров. В этот момент молодые люди устраивают свои собственные «соседские» празднества, где ученики практикуются в игре на барабанах, пока девушки танцуют. Только доведя до совершенства различные стадии, музыкант оттачивает свою собственную технику, внося все больше собственных вариаций.

Сегодня некоторые группы или джембефола модифицируют традиционный репертуар или создают новые ритмы. Музыканты пробуют новые мелодии, импровизации, тоны и развиваются в более современном ключе.

Нужно подчеркнуть, что джембефола не рождаются – им становятся!

В отличие от музыкантов, играющих на бала (балафола), коре, нкони, или певцов, которые принадлежат в основном к кастам Куятé, Диабатé и Сиссоко, джембефола – не потомственные барабанщики. Джембефола не обязательно гриоты. Они представители уникальной профессии, призванной оживлять массовые празднества.

Таким образом, сегодня члены благородных семей, таких как Кейта, Кантé, Камапа и Кондé, могут быть музыкантам. Их семьи не всегда одобряют это, чувствуя, что этот статус не соответствует их благородному происхождению. Даже профессиональный музыкант не считается членом элиты, а виртуозность не есть средство престижа. Более того овладение музыкальным инструментом рассматривается как одна из трудовых специализаций.

Джембефола интригуют. Их мускулатура сбивает с толку. Их называют «сильными людьми», подразумевая мужественность. Джембефола «управляет танцем», от него требуется совершенно особенная харизма.

ФУНКЦИЯ

В Западной Африке инструментальная музыка обычно сфера мужчин, вокальная музыка – женщин. Поэтому на джембе играют в основном мужчины. Благодаря его ярким ритмам это, прежде всего, инструмент танца. Традиционные танцы, передаваемые от поколения к поколению, составляют огромную часть артистического и культурного наследия каждой этнической группы. Танцы отражают аспекты прошлых эпох и жизни так же, как нравы и обычаи. Танцы можно классифицировать по трем особым категориям:

Ритуальные танцы

Основная характеристика этих танцев – их религиозный или магический элемент. Они определяют синтез знаний, усваиваемых инициируемыми, которые приобретают таким образом высочайшие социальные и духовные ценности. Они также включают маскарадные и марионеточные танцы – прерогативу инициированных.

Кастовые танцы

Во время народных празднеств эти танцы помогают идентифицировать кастовую принадлежность танцора – гриота, кузнеца или сапожника.

Светские танцы

Эти танцы отображают все события общественной жизни. Они могут исполняться всеми членами сообщества, при этом у каждого пола есть свои танцевальные шаги. Они выражают различные настроения, например, радость или грусть, общинные удовольствие и энтузиазм по отношению к групповой работе.

Джембе звучит на различных общественных мероприятиях, как например, празднествах крещения, обрезания, помолвках, свадьбах и иногда похоронах наряду с собраниями и маскарадами. Он также используется всеми западноафриканскими танцевальными коллективами и национальными труппами.

На джембе играют в перкуссионных группах, в чей состав входят солист и музыканты, аккомпанирующие на джембе и играющие на дундунах. Ритм обычно складывается из накладываемых друг на друга, переплетающихся ритмических единиц. Переплетение производит глубокий и разнообразный полиритм. В традиции манинка песни предваряют барабанную музыку. Песни варьируются в зависимости от этнической группы и мероприятия. Их можно разделить на три категории:

- песни восхваления с инструментальным аккомпанементом (струнных или перкуссии);

- танцевальные песни с устанавливающими ритм барабанами;

- повествовательные или эпические песни под аккомпанемент прежде всего струнных инструментов.

Члены семей и женщины-гриоты отвечают за организацию праздников. Женщины-гриоты заводят различные песни, слова которых имеют непосредственное отношение к событию: прославление молодоженов, их семей или родителей крещенного ребенка. Другие женщины принимают участие в торжестве, образуя танцевальный круг или хлопая в ладоши, создавая тем самым ритмическую связь между пением и аккомпанементом.

Когда начинается пение, джембефола-солист ритмически поддерживает группу аккомпаниаторов и задает скорость для песнопения (один и тот же ритм используется в разных песнях). Солист отбивает различные ритмические формулы, соответствующие различным движениям танцоров. Его гармоничные, кодированные «инструкции» позволяют танцорам выражать себя, двигаться вместе. Эти звуковые подсказки служат идеальной связкой между музыкой и танцем. Подобные выступления обычно завершаются быстрым финалом.  Барабанщики следуют за танцем, не наоборот.

Солист может давать сигналы к изменению шагов танцоров и сигналы к концу или временной остановке танца. Эта техника была выработана труппами танцоров и барабанщиков и также используется для обучения в танцевальных классах.

КОНСТРУКЦИЯ

Джембе – не продукт массового производства. Каждый джембе изготавливается вручную, а потому является уникальным. Мастер часто является ремесленником, специализирующимся на работе по дереву и изготавливающим предметы каждодневного обихода, такие как ступки, стулья и т.д. Весьма распространена ситуация, когда музыкант сам является ремесленником. Он использует различные инструменты, включая долото, лом, мачете и струг, добивается нужной конструкции и отделки, что очень важно при создании хорошего инструмента.

Высота тона джембе (см. Сборка джембе – Кожа) зависит от баланса и гармонии его форм. Природа и толщина дерева определяют его вес. Между «телом» и «ножкой» должны быть соблюдены определенные пропорции.

Существует три основных формы джембе, зависящих от того, где и кем они изготовлены:

А – очень круглое тело (корпус) с вертикальными сторонами;

В – расширяющийся корпус, шире в диаметре, чем А,

С – самый маленький корпус, чья форма – компромисс между А и В.

 

АТРИБУТЫ И УКРАШЕНИЕ

Музыкант прилаживает две или три металлические тарелки на верхнюю часть джембе. Они называются резонаторами[3]. Обычно они делаются из листов жести или расплющенных консервных банок. Их вырезают различных форм и размеров; по краям делают маленькие дырочки, в которые продевают тонкие железные кольца диаметром около 2 см. Они являются частью украшения барабана.

Резонаторы вибрируют, иногда по ним ударяют руками во время игры на барабане. Чистый металлический звон колец окрашивает тембр, обогащая «голос барабана».

Основание джембе обычно декорируют орнаментами, вырезают фризом или вытачивают геометрические узоры. Шнуровку также можно считать элементом декора благодаря использованию различных цветов. Боковая шнуровка открывает мореное или натурального тона дерево в большей или меньшей степени в зависимости от сложности плетения.

Таким образом, каждый музыкант персонифицирует свой инструмент в соответствии со своим вкусом.

МАГИЯ

Изначально музыканты должны были быть посвящены в оккультные науки, чтобы защитить себя от болезней, порчи или злого рока. Чтобы насладиться долгой артистической карьерой и вкусить прелести славы, им нужна была защита (в форме «гри-гри» или талисманов) от различных злых сил, включая зависть и дурной глаз. Эти талисманы также используются при молебнах об общественной или профессиональной удаче, на соревнованиях и т.д. Некоторые семьи музыкантов «подготовили» своих детей в раннем детстве, искупав их в отваре определенных растений или дав им выпить настой, призванный сделать их неуязвимыми на протяжении всей жизни.

Изготовленные колдунами или мусульманскими отшельниками из самых разных материалов  препараты, – в ход шли каури, кусочки кожи, пальмовые орехи, угольки, экстракты определенных растений, секрет которых был известен только одному посвященному, – использовались по-разному. Наиболее часто они были спрятаны внутри инструмента или обвязаны вокруг руки музыканта. Без этих «гри-гри» соревнования между несколькими барабанщиками, мастерами разными коллективов или поселений, были практически невозможны. Они должны были защитить своего обладателя, помогая ему победить соперника или даже навредить ему. В большинстве случаев результат был нулевым, так как у каждого было противоядие от зелья противника. Магические ритуалы совершаются и сегодня, несмотря на растущую модернизацию. Однако музыканты из городов все больше и больше отказываются от таких практик, тогда как деревенские музыканты используют их весьма избирательно.

ИГРОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Обычно на джембе играют стоя.

Это положение более удобное при игре для танцоров дает бóльшую свободу движений непосредственно во время игры на барабане. Оно также увеличивает громкость джембе и способствует лучшему и более гармоничному взаимодействию барабанщиков и танцоров. В движении лучше переместить ножку джембе в сторону ноги.

Джембе можно держать двумя способами:

v Наиболее распространенный способ – использовать длинный ремень (максимум 4 метра в длину), перебрасываемый через плечи. Во избежание скольжения барабана, ремень перекрещивается на спине. Джембе располагается между ногами барабанщика.

Важно выбрать прочный ремень, достаточно широкий, чтобы он не впивался в плечи. Пояс дзюдо отлично подходит для этого.

Для хорошего положения ремень должен быть точно подогнан по длине. Если он слишком короткий, джембе будет слишком высоко. Если слишком длинный, вы будете наклоняться. Воротник джембе должен быть на уровне середины бедра.

v Второй способ, чаще используемый в Мали, – подвешивание джембе за талию. Это положение обеспечивает большую свободу движения верхней части туловища, но может быть причиной проблем с поясницей: игра на барабане имеет прямую отдачу в позвоночник.

 

На джембе также можно играть сидя:

v Джембе стоит на полу, практически вертикально, удерживаемый ступнями и коленями. Нужно обязательно немного наклонить его вперед, чтобы не заглушать звук.

 

v Или, зажав инструмент между ног, опустите «туловище» барабана на икры и пятки, расположив его практически горизонтально под собой.

 

Положение музыканта должно быть правильным, чтобы не препятствовать свободной работе диафрагмы и других мышц. Стоя, важно не наклоняться, не сутулиться под весом инструмента. Плечи должны быть расправлены, а спина настолько прямой, насколько это возможно, но не напряженной. Сгорбливание закрывает грудную клетку. Солнечное сплетение должно оставаться «открытым».

Чтобы приобрести выносливость и ускорить темп, необходимо исключить ненужное напряжение и скованность в основном в шее и плечах, при этом вырабатывая определенную устойчивость. Руки должны быть естественным продолжением предплечий и оставаться параллельными коже барабана.

Для большей свободы движений локти не должны быть прижаты к туловищу. Ноги могут быть слегка согнуты для большей устойчивости. Не наклоняйте таз.

Дыхание также очень важно. Оно не должно быть неравномерным или прерывистым. «Течение» ритма зависит от дыхания барабанщика.

ЗВУКИ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ

Наиболее распространенная техническая сложность начинающего перкуссиониста – овладение различными тонами инструмента. Этот важный шаг часто ошибочно пропускают в пользу разучивания ритмов; выразительные возможности, таким образом, серьезно ограничены.

На джембе всегда играют голыми руками.

Мастерство приобретается за счет сохранения идеального баланса между силой и гибкостью. Необходимо понять, как лучше ударять по коже. Не стоит ударять сильно, так как это неизбежно повредит руки начинающего музыканта.

Если эти несколько инструкций не соблюдаются, невозможно играть долго и равномерно, и новичок может потерять мотивацию.

Три основных звука

Для получения этих звуков руки отскакивают от барабана.

  • Открытый тон, произносится «пе».

Играется по краю кожи собранными пальцами. Большой палец «открыт», в стороне от остальных пальцев.

  • Слэп, произносится «па».

Производит более высокий звук. Удар хлесткий, кончиками пальцев.

Рука может быть выдвинута чуть вперед по сравнению с открытым тоном[4]. Большой палец «открыт», в стороне от остальных пальцев. Руку в виде чашки не складывать.

  • Басс, произносится «пу».

Извлекается ударом по центру барабана открытой, плоской ладонью целиком.

Звук низкий

Дополнительные звуки

  • Закрытые тоны

Руки или пальцы не отскакивают, а, наоборот, сохраняют контакт с кожей барабана. Резонанс подавляется, отсюда получается приглушенный звук. Этот звук достигается двумя способами:

- путем остановки слэпа или открытого тона;

- путем давления другой рукой на центр кожи во время игры. Этот звук значительно сýше.

 

  • Звуки, получаемые касанием указательным или средним пальцем[5]

Производятся указательным пальцем во время игры ритма или импровизации, более высокие и легкие звуки.

Игра средним пальцем украшает ритмы и убирает разрывы между нотами. Она помогает держать ритм и позволяет музыканту регулярно менять руки, а также поддерживать ровный такт между ударами.

 

На дундунах играют деревянной палочкой.

Они имеют два основных звука[6], производимых ударом палочкой по центру кожи:

  • открытый тон, произносится «пу»;
  • закрытый тон, произносится «па».

[1] Воро – кола, жири – дерево. Съедобные орехи кола красного или белого цвета. Традиционно это играет важную роль в определенных случаях и является знаком договоренности, уважения или помолвки.

[2] Кузнецы первыми начали делать барабаны и деревянно-реечные инструменты.

[3] Называются сесе (sese), секесеке (sekeseke) или уши.

[4] Хотя эта техника является общепринятой, она не универсальна и может варьироваться у каждого джембефола. Большинство великих мастеров не передвигают руки, когда играют слэпы и открытые тоны. Каждый вправе решать этот вопрос в зависимости от собственного ощущения и выбора.

[5] Очень немногие джембефола используют эту технику (см. Записи: Адама Драмé).

[6] На дунунба используется только открытый тон.

 

Глава 4