Глава 4

ПОДГОТОВКА К РИТМАМ

  • Специальные символы и знаки
  • Различные звуки джембе
  • 14 упражнений для трех перкуссионных инструментов

«Nininkalikela te fili…»

«Тот, кто спрашивает, избегает ошибок…»

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Западные музыканты унаследовали долгую письменную музыкальную традицию, которая оказывает им серьезную помощь. Это дает им возможность отделять музыку от ее фона, контекста. В Африке все наоборот: именно устные традиции сохраняют самые и важные и наиболее часто используемые источники. Африканские барабанщики традиционно используют «барабанный язык» – буквенную транслитерацию разговорного языка. Поэтому барабанная музыка всегда основывается на разговорных фразах, выражениях. Барабанщик играет их, делает разнообразными, украшает или комбинирует их по своему выбору, а также чтобы «уточнить» танцевальную связку.

Песни в звукоподражательной форме переделаны под барабан. Удары по барабану соответствуют отдельным звукам. Уши, руки, ноги и голос – все тело нацелено на то, чтобы воспроизвести этот всесторонний инструмент.

Фонетический способ, бесспорно, способствует пению в ритм и упрощает задачу держать мотив в голове.

По этой причине каждый звук соответствует слогу. Благоразумно помнить об этом, особенно западным людям, и о том, как важно пропевание всех играемых частей.

Для развития слуха также важно:

- слушать записи (см. избранные записи);

- слушать себя и музыкантов, с которыми вы играете, из уважения к происходящему в группе и для гармонии.

 

ПУЛЬСАЦИЯ

В противоположность западным музыкантам традиционные африканские мастера не испытывают необходимости в облеченном в определенную форму учебнике. Удар ровно определяет необходимый промежуток времени. Учение или «владение» ударом является обязательным условием для обучения и повышения мастерства в последующих упражнениях и ритмах, в которых задействованы несколько инструментов.

Упражняйтесь, заставляйте ваши верхние и нижние конечности быть независимыми друг от друга. Поначалу овладеть этим навыком невероятно трудно, но это крайне необходимо. Это умение позволит вам держать равномерный ритм. А поскольку во время игры музыкант полагается на свой внутренний метроном, это создает лучшую сплоченность в группе.

Метроном или его электронный заменитель будет полезен, чтобы гарантировать равномерность в упражнениях.

Темп играет главенствующую роль в музыке джембе. Однажды, когда вы хорошо освоите упражнения, попробуйте выполнить их в разных темпах.

Не пытайтесь сначала ускоряться слишком быстро, иначе вы рискуете потерять равномерность и, вероятно, звучание в целом. Двигаясь дальше, вы заметите, что скорость подразумевает дополнительные сложности. К примеру,  предметов вашей заботы может стать сохранение ритма, преодоление усталости, неудачная поза или недостаток выносливости, дыхания и энергии.

 

СИМВОЛЫ

Нота – это символ, определяющий звук. Ноты распределены по линиям нотного стана и обозначают долготу и высоту звука.

Для джембе (для публикации на сайте мы перевели нотную запись в буквенную — Андрей Богданов)

G / D – бас (основная/неосновная рука)

g / d – тон

P / T – слэп

Горизонтальная черта над или под нотой обозначает, что она приглушена:

DP P

Для дундуна:

D — дунунба (дудунба)

S  - сангбан

K — кенкени

D, S, K — закрытые удары, прижатые, приглушенные.

* — колокольчик

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Следующая аннотация используется и рекомендуется для некоторых сигналов или ритмов аккомпанемента. Предпочтительно, чтобы в игре очень быстрых ритмов движения рук чередовались (ни левая, ни правая рука не должны ударять дважды подряд).

Форшлаг

Gd – состоит из удара и предудара, почти одновременных, но различимых (указывается с какого звука на какой, тут с баса основной рукой на тон неосновной)

Тактовая черта

|                        |

двойная тактовая черта (обозначает начало и конец музыкальной фразы)

||                     ||

РАЗЛИЧНЫЕ ЗВУКИ ДЖЕМБЕ

Прежде чем вы начнете учить ритмы, будет полезно освоить некоторые простые упражнения, чтобы сделать более гибкими руки и попрактиковать разные удары, описанные ранее.

Чтобы по-настоящему почувствовать долготу нот и разные звук, производимые барабаном, начните практиковаться медленно с голосом. Используйте звукоподражание – произносите звук, которые вы играете.

Расположение рук в правильной позиции поможет легко найти оптимальные тоны. Будьте внимательны в том, чтобы сохранять равномерность – один удар не должен быть сильнее другого. Попытайтесь проиграть упражнения, сначала правой рукой, а затем левой.

Хороший перкуссионист не довольствуется игрой одних и тех же повторяемых ритмических формул, а знает, как варьировать их. Он также пытается достичь более богатого и разнообразного звучания своего инструмента. Играя разные тоны, вы можете также дать ритм мелодии.

После того как вы выполните следующие упражнения идеально, придумайте свои собственные. Меняйте звук, используете приглушенные и «контактные» удары.

И испытывайте удовольствие от того, что делитесь с другими музыкантами гармоничной и свободной игрой и четкими ритмами.

(Для публикации на сайте мы перевели запись упражнений из нот — в буквы, смотрите систему записи.

Упражнения играются в цикле, от первой доли первой строчки до последней доли третьей строчки и сначала.

Первая доля после черты ( | ) — сильная доля. Сильные доли равномерно следуют друг за другом. А упражнения становятся все более наполненными, сохраняйте в них темп, проговаривайте паузы («и и и», «раз два три»). — Примечание Андрея Богданова)

1

||g- — -|d- — -|g- — -|d- — -|P- — -|T- — -|P- — -|T- — -|

|G- — -|D- — -|G- — -|D- — -|g- — -|d- — -|g- — -|d- — -|

|P- — -|T- — -|P- — -|T- — -|g- — -|d- — -|g- — -|d- — -||

2

||g-d-|g-d-|g-d-|g-d-|P-T-|P-T-|P-T-|P-T- |

|G-D-|G-D-|G-D-|G-D-|P-T-|P-T-|P-T-|P-T-|

|g-d-|P-T-|G-D-|P-T-|g-d-|P-T-|G-D-|P-T-||

3

||g-d-|P-T-|g-d-|G-D-|gdPT|gdGD|gdPT|gdGD|

|P-T-|g-d-|P-T-|G-D-|PTgd|PTGD|PTgd|PTGD|

|G-D-|P-T-|G-D-|g-d-|GDPT|GDgd|GDPT|GDgd||

4

||gdgd|gdgd|gdgd|gdgd|PTPT|PTPT|PTPT|PTPT|

|GDGD|GDGD|GDGD|GDGD|PTPT|PTPT|PTPT|PTPT|

|gdgd|PTPT|GDGD|PTPT|gdgd|PTPT|GDGD|PTPT||

5

||gTPT|PTPT|PTPT|PTPd|gTPT|PTPT|PTPT|PTPd|

|gTPT|PTPd|gTPT|PTPd|gTPT|PTPd|gTPT|PTPd|

|gTPd|gTPd|gTPd|gTPd|gTPd|gTPd|gTPTd|g—||

6

||gdgT|PTPT|PTPT|PTPT|gdgT|PTPT|PTPT|PTPT|

|gdgT|PTPT|gdgT|PTPT|gdgT|PTPT|gdgT|PTPT|

|gdPT|gdPT|gdPT|gdPT|gdPT|gdPT|gdPT|g—||

7

||gdg|dgd|gdg|dgd|PTP|TPT|PTP|TPT|

|GDG|DGD|GDG|DGD|PTP|TPT|PTP|TPT|

|gdg|TPT|GDG|TPT|gdg|TPT|GDG|TPT||

8

||Gdg|Dgd|Gdg|Dgd|GTP|DPT|GTP|DPT|

|Pdg|Tgd|Pdg|Tgd|PDG|TGD|PDG|TGD|

|gDG|dGD|gDG|gDG|gTP|dPT|gTP|dPT||

9

||gdg|TPT|PTP|TPT|gdg|TPT|PTP|TPT|

|gdg|TPT|gdg|TPT|gdg|TPT|gdg|TPT|

|gTP|dPT|gTP|dPT|gTP|dPT|gTP|d—||

10

||GTP|TPT|PTP|TPT|GTP|TPT|PTP|TPT|

|GTP|TPT|GTP|TPT|GTP|TPT|GTP|TPT|

|PDP|TPT|PDP|TPT|PDP|TPT|PDP|T—||

11

||Pdg|TPT|PTP|Tgd|Pdg|TPT|PTP|Tgd|

|Pdg|TPT|Pdg|Tgd|Pdg|TPT|Pdg|Tgd|

|Pdg|Tgd|Pdg|Tgd|Pdg|Tgd|Pdg|T—||

12

||gTg|dPT|PTP|TPT|gTg|dPT|PTP|TPT|

|gTg|dPT|gTg|dPT|gTg|dPT|gTg|dPT|

|gTg|dPd|gTg|dPd|gTg|dPd|gTg|d—||