Барабаны и перкуссия

Джембе/джембе (djembe) — один из наиболее интересных и популярных этнических барабанов. Имеет форму кубка, корпус его традиционно изготавливается из цельного куска древесины, а мембрана из кожи козла, реже теленка. Натяжка и настройка осуществляется с помощью системы веревок. Считают, что джембе возник на территории Малийской империи в Xll  веке и вскоре проник в соседние государства: Гвинею, Сенегал, Кот’д’Ивуар, Буркина Фасо. В этих странах и сейчас делают лучшие барабаны. Широкую популярность приобрел в XX веке благодаря группе Le Ballet Africains, Национальному ансамблю Гвинеи. В Африке мастера игры на джембе называют djembefola. Джембефола должен знать все партии исполняемых в деревне ритмов. Каждый ритм соответствует определенному событию. Джембе — как аккомпонирующий, так и солирующий инструмент, позволяющий многое рассказать слушателям и буквально заставить людей двигаться! Помимо традиционной музыки, сейчас инструмент популярен в музыке стилей рок, регги, r’n'b, танцевальной.

 

Дундуны (duns) — три басовых барабана (от меньшего к большему: Kenkeni, Sangban, Dudunba), которые являются основой традиционного ансамбля (ballet) в Западной Африке.  Дундуны образуют интересную мелодию и поверх звучат другие инструменты, в том числе джембе. Изначально на каждом басовом барабане играл один человек, одной палочкой ударяя по мембране, второй — по звонкому колокольчику (kenken). В более современном варианте один человек играет одновременно на трех барабанах, установленных вертикально. До появления дундунов использовали большие крины.

Крин (krin) — щелевой барабан, изготовленный из цельного куска дерева с  двумя или тремя прорезанными в нем длинными узкими щелями, которые резонируют при ударе. Концы барабана закрыты, что создает в них пространство для резонанса и вибрации звука при ударе деревянными палочками. Принцип звукоизвлечения при этом такой же, как у деки акустической гитары. Резонирующий корпус увеличивает громкость звука, который выходит наружу через отверстия в корпусе. Крины часто использовались для передачи сообщений между деревнями («африканский телеграф»).

 

Кора (kora) — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.

Кора изготовляется из большого калабаса (тыквы), разрезанного пополам и перетянутого коровьей кожей. Это резонатор;  задняя его сторона может использоваться и для поддержания ритма. Резонатор имеет небольшое отверстие. К резонатору крепится гриф с зазубринами для крепления струн. Звучание коры похоже на звук арфы, но при игре в традиционном стиле больше напоминает фламенко или блюзовые гитарные техники. Большим и указательным пальцами игрок перебирает струны, придерживая инструмент остальными пальцами.

Традиционная кора имет 21 струну, одиннадцать для левой руки и десять — для правой. Современные коры могут иметь дополнительные басовые струны (до четырёх) — например, так делают на юге Сенегала. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми.
Настраивается кора посредством перемещения специальных кожаных колец на грифе. Традиционно на коре играют гриоты (griot) — бродячие певцы, сказители и хранители легенд. Это преимущественно жители Гвинеи, Мали, Сенегала, Гвинеи-Бисау и Гамбии. Мастера игры на коре (и других музыкантов) называют джали (jali, jeli).

В школе есть небольшая осовремененная кора. Приходите посмотреть :)

 

Балафон (balafon, bala) — ударный музыкальный инструмент. Характерен для многих стран Африки: Мозамбик, Ангола, Бенин, Габон, Гамбия, республика Конго, Камерун, Малави, Гвинея, Мали, Сенегал, Чад и Мадагаскар.

Инструмент состоит из 15-22 прямоугольных дощечек, изготовленных из дерева твердых пород. До обработки дощечки сушатся в натуральных условиях и на костре, при настройке их подпиливают до получения нужного звука. Под дощечками размещены резонаторы — тыквы. В них часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена, что приводит к более грязному и дребезжащему звуку. Части балафона соединяются между собой кожаными ремешками или веревками.

Балафон используется артистами-гриотами как в качестве солирующего инструмента, так и для сопровождения пения и игры в ансамбле с джембе, дундунами и другими вышеперечесленными инструментами.

В школе есть балафон, привезенный из Ганы.

 

Говорящий барабан (talking drum) — особый тип африканских барабанов, изначально предназначенных для поддержания связи между деревнями. Звук барабана мог имитировать человеческую речь, использовалась сложная система ритмических фраз. Как правило, talking drum — двухголовый, в форме песочных часов, кожа с обеих сторон стянута оплетенным вокруг корпуса ремнем из кожи или кишок животного. При игре говорящий барабан держат, зажав под левой рукой и ударяя по нему изогнутой палкой. Сжимая барабан (имеется ввиду веревки барабана), играющий изменяет высоту его звучания, при этом выделяются различные ноты в его звучании. Чем сильнее сжать барабан, тем выше получается его звучание. Все это дает различные варианты «барабанного языка», благодаря которым можно передавать различные сообщения и знаки в другие, соседние деревни. Некоторые примеры барабанных ритмов связаны с духовными существами в каждом племени. Звуками молитв и благословения говорящих барабанов начинают новый день в бесчисленных деревнях по всей Западной Африке.

Говорящий барабан являются одним из старейших инструментов, используемых западноафриканскими гриотами (в Западной Африке член касты, несущий ответственность за сохранение племенных историй в форме музыки, поэзии, рассказов), и их происхождение можно проследить до империи древней Ганы. Эти барабаны распространились в Центральную и Южную Америку через Карибское море во времена работорговли. Впоследствии говорящие барабаны были запрещены для афро-американцев, так как рабы использовали их для общения между собой.

Инструмент по-своему уникальный. Внешне он может показаться непритязательным, но это впечатление обманчиво. Говорящий барабан сопровождает человека и в работе, и в отдыхе. Мало найдется инструментов, способных «идти в ногу» с человеком. Вот почему он по праву занимает особое место в культуре Африки и является частью мирового культурного наследия.

В Конго и Анголе такие барабаны называются локоле, в Гане — дондон, в Нигерии — ганган, в Того — леклеву.

Кпанлого (kpanlogo)  традиционный барабан в западном регионе Ганы. Корпус барабана сделан из твердого дерева, мембрана из кожи антилопы. Кожа крепится и настраивается с помощью специальных колышков, вставляемых в отверстие в корпусе.

Исполнитель на кпанлого должен быть изобретательным, вести музыкальный диалог (вопрос-ответ) с остальными инструментами. Партия кпанлого включает элементы импровизации, постоянную смены рисунка соответственно движениям танцора. На кпанлого играют ладонью, приемы похожи на исполнение на конга или джембе. При игре барабан зажимают ногами и слегка наклоняют от себя.  Это  очень интересный   и   мелодичный инструмент,  красиво   звучащий   как  в групповом  ритме —  так  и  в  соло.

Ашико (ashiko) западноафриканский барабан в форме усечённого конуса. Родиной ашико считается Западная Африка, предположительно Нигерия, народ Йоруба. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались для излечения, при проведении ритуалов посвящения, воинских ритуалах, общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т. д.

Ашико традиционно делается из цельного куска твердого дерева, а современные инструменты изготовляются из скрепленных полос. Мембрана делается из шкуры антилопы или козы, иногда из кожи коровы. Система веревок и колец контролирует степень натяжения мембраны. Современные виды ашико могут иметь мембраны из пластика. Ашико имеют высоту примерно от полуметра до метра, иногда немного выше.

В отличии от джембе, где из-за его формы можно воспроизводить только два тона, звук ашико зависит от близости удара к центру мембраны. В музыкальной традиции народа йоруба ашико почти никогда не аккомпанирует джембе, потому что это совершенно разные барабаны. Есть мнение, что ашико — «мужской», а джембе - «женский» барабан.

Барабаны в форме ашико на Кубе называются боку и используются во время карнавалов и уличных парадов, называемых компарса.

Бугарабу (bougarabou)  ударный инструмент, используемый в западной Африке. Как правило, музыкант одновременно играет на трёх или четырёх барабанах. Корпус представляет собой форму кубка или что-то наподобие перевёрнутого конуса.

Несколькими десятилетиями ранее боугарабоу был сольным инструментом. Играли на нём одной рукой и палкой. Однако последние поколения стали собирать инструменты в установки. Возможно, сказалось влияние на них инструмента конга: которых, как известно, при игре всегда используется несколько. Для лучшего звучания барабанщик надевает специальный металлический браслет, который придает звуку колорит.

При игре ударник стоит на ногах и физически сильно бьёт по мембране. Звук от инструмента получается красивым с одной стороны: ярким и глубоким, а с другой стороны практическим: его слышно за многие мили. Боугарабоу обладают характерным глубоким раскатистым звучанием, благодаря которому барабан и получил свое название. Звонкий слэп и длительный глубокий бас – отличительная черта этого барабана, сочетающего в себе большую игровую площадь и объемный резонирующий корпус. Часто используется как фоновый басовый барабан для совместной игры с джембе и другими барабанами. Впрочем, он отлично подходит и для сольной игры.

 

Шекере/шекере (shekere, djabara)широко распространенный африканский ударный инструмент, уникальный в своем роде — он объединяет три разных элемента: шейкер, трещотку и барабан. Во время исполнения его можно вращать, встряхивать и ударять снизу, извлекая при этом довольно разнообразные звуки.

Представляет собой африканскую тыкву, украшенную плетеной сеткой с бусинами из семян, морской гальки или керамики, а современные производители делают его из дерева или стеклопластика. Он имеет древнюю историю, и до сих пор широко используется в повседневной жизни многих африканских стран. Растет на лозе как тыква, но несъедобен в свежем виде из-за кисло-горького вкуса. После созревания и естественного высыхания превращается в твердую оболочку с единственным семенем, остающимся внутри.

Из него делают кубки и чашки, сосуды для переноски и хранения воды, плавательные средства, буи, амулеты, орнаменты и подарки.

 

Конги (congas, tumbadoras) это узкий высокий кубинский барабан с африканскими корнями, возможно происходящий от барабанов Макута (Makuta) или барабанов Сикулу (Sikulu), распространенных в Мбанза Нгунгу, Конго (Mbanza Ngungu, Congo). Человека, играющего на конгах, называют «конгуэро» («conguero»).

В Африке конги изготовлялись из полых бревен, на Кубе процесс изготовления конгов напоминает изготовление бочек. Собственно, изначально кубинские конги изготавливались как раз из бочек. Эти инструменты были обычны для афро-кубинской религиозной музыки и румбы. Сейчас конги очень популярны в латинской музыке, особенно в таких стилях, как сальса (salsa), меренга (merengue), regaeton и многих других. Большинство современных конгов имеет деревянный или фибергласовый корпус и мембрану из кожи (пластика). При игре стоя конги обычно находятся приблизительно на расстоянии 75 см от края корпуса до головы исполняющего. Также на конге можно играть в положении сидя. Звук извлекается пальцами и ладонями обеих рук.

Хотя конги возникли на Кубе, но инструмент широко используется не только в латиноамериканской музыке. Общее название барабанов – congas —  является английским, не коренным, и правильнее называть барабаны на испанском tumbadoras (тумбадорас). Названия барабанам дается в зависимости от их размеров от самого большого к  маленькому: tumbadoras (тумбадорас), tumba (тумба), conga (конга), quinto (кинто) и requinto (рекинто).

Бонго (bongo) кубинский ударный инструмент: небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног.

Впервые на Кубе данный вид ударникых появился в Орьенте в начале 1900 года. Барабаны, как правило, разного размера: меньший считается мужским (macho — самец), а большой – женским (hembra – самка) и основным. Женский, который по традиции более низко настроен, располагается по правую руку от музыканта. В 1920-е годы бонго настраивалось более низко, чем сейчас, а играли на нём в технике, близкой к игре на конге, в том числе — изменяя натяжение мембраны во время игры. Первоначально кожа крепилась к корпусу барабана гвоздями, и для его настройки бонгосеро использовали маленькую жаровню, наполненную углями, которую во время игры располагали между ног. Современный бонго настраивают более высоко, чем раньше, что больше соответствует роли этих барабанов как солирующего инструмента. Сейчас техника игры на бонго основана в первую очередь на ритмическом рисунке «мартильо» (martillo). Партия бонго может также дублироваться другими инструментами перкуссии, например сенсерро (cencerro, cowbell), особенно когда громкость и интенсивность ритма ансамбля возрастают.

Бонго широко используются как в традиционной кубинской музыке, так и в латиноамериканской музыке вообще.

Дарбука/Думбек (darbuka, doumbek, tarabuka, tablah) старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка (goblet drums). В зависимости от региона, эти барабаны могут называться по-разному. Соответственно, структура может слегка отличаться.

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма.

Дарбука – это огонь, виртуозная скоростная импровизация,  заставляющая слушателей двигаться, следовать её голосу. В арабских странах этот инструмент можно услышать практически во всех современных хитах. Нельзя не упомянуть о том, что дарбука – это основной аккомпонирущий инструмент для восточного танца (танца живота). Дарбука популярна как среди старшего поколения так и среди молодёжи, жизнь этого инструмента продолжается, развивается, цветёт, уходя историей своего возникновения в далёкое прошлое.

Дхол (dhol) армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, различные шествия. Изготавливается из единого скрученного куска дерева, собранного с двух сторон обручами. Поверх обычно натягивают выстриженную овечью или козью шкуру, одна толще другой. Для игры на дхоле требуются две деревянные палки, сделанные из бамбука или тростника. Звук извлекается двумя деревянными палками: толстой — копал и тонкой — тчипот, или пальцами и ладонями рук.

Мриданг/мрданг (mridang) южноиндийский двухмембранный барабан в форме бочонка. Самое древнее упоминание о Мриданге встречается задолго до начала нашей эры. Название произошло от соединения санскритских слов «мрид» («глина» или «земля») и «анг» («тело»). В надья-шастре он упоминается как самый основной барабан. Там он описан самым подробнейшим образом. Описано даже то, как готовить и накладывать речную глину на мембраны мриданга. Мриданг является барабаном стиля «Карнатак». Однако, его можно использовать для игры и в некоторых других стилях. Само название «Мриданг» является нарицательным для всех основных барабанов. Мриданг почитается как один из восьми священных музыкальных инструментов. При обучении игре на этом инструменте ученики повторяют разнообразные учебные мантры, состоящие из слогов, соответствующих ударам на инструменте.

В наше время существует несколько видов мридангов. Первый из них — это глиняные мриданги. Их изготавливают мастера в Индии. Мембраны такого мриданга очень чувствительны, что позволяет играющему извлекать необходимые звуки очень легко. За счет большой чувствительности мембран на таком мриданге можно играть как на открытом месте (очень громко), так и в небольшом помещении, не заглушая поющих и другие инструменты. Последние пару десятков лет в Америке изготавливают мриданги с корпусами из стекловолокна и пластика и пластиковыми мембранами. Это практичные мриданги, так как не боятся влаги и на них можно играть даже во время дождя. Их корпуса не лишком легкие и не слишком тяжелые, поэтому они не болтаются под ударами туда-сюда и не отрывают плечи от тяжести. Они не столь требовательны при хранении. Их мембраны также достаточно чувствительны, как и пергаментные.

Устройство мембран отличается характерной для южноазиатских барабанов сложностью. Они составлены из двух накладываемых друг на друга кругов кожи, иногда прослоенных специальными тростинками для создания особых звуковых эффектов. Верхний круг имеет отверстие, расположенное по центру или несколько смещенное вбок; у правой мембраны оно постоянно залеплено покрытием сору из темной пасты специального состава, рецептура которого держится музыкантами в тайне. На левую мембрану перед каждым исполнением наносят светлую пасту, замешанную на рисовой или пшеничной муке, которую сразу же после игры соскабливают.


Уду
(udu) африканский глиняный барабан-горшок. История Уду берет свое начало в Нигерии, где в далекие времена племенами Хауса и Ибо были обнаружены музыкальные свойства глиняных горшков с двумя отверстиями, способных издавать совершенно удивительные звуки (udu — одновременно «сосуд» и «мир» на языке Игбо). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались «голосами предков» и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. Играют на Уду путем ритмического открывания и закрывания бокового отверстия при помощи ладони. Инструмент издает глубокий басовый звук, напоминающий звучание индийской таблы. Басовый тон комбинируется с чистым, «каменистым» перкуссионным звучанием самого горшка, которое извлекается ударами пальцев по корпусу.

Горшки Уду изготовляются из обожженной глины. В них можно наливать воду для изменения высоты извлекаемого тона. При игре на Уду можно применять различные техники игры на индийской табле, используя ладони, кончики пальцев, ногти, и постоянно исследуя бесконечные возможности для извлечения звука и ритма.

Инструменты Уду сочетают в себе уникальное «аква-резонантное» звучание и теплую «земляную» вибрацию, создавая цельный сплав глубоких и высоких обволакивающих тонов. Приятный на вид и на ощупь, успокаивающий и умиротворяющий на слух, Уду способен увести вас в глубокую медитацию, подарить чувство комфорта и спокойствия.

 

Кахон (cajon) это перкуссионный инструмент, представляющий собой простой деревянный ящик. У него внутри, под передней стенкой, есть специальная пружина, как на малом барабане, которая дребезжит при игре. В зависимости от характера и места удара из этого ящика можно извлечь диапазон звуков от низкочастотного толчка до высокочастотного треска. Кстати, само название «кахон» это просто транскрибированное испанское «cajon», означающее ящик, коробку.

Кахон появился в Перу в начале XIX века. По одной из версий, рабы использовали ящики из-под фруктов для музицирования, так как африканские барабаны были запрещены испанскими колониальными властями. Пик его популярности пришелся на середину века, до конца XIX века музыканты продолжали эксперименты с материалами и устройством кахона для достижения лучшего звука. С этого времени он стал распространяться по всей территории Латинской Америки и к двадцатому веку стал неотъемлемой частью перуанской и кубинской музыкальной культуры.

В семидесятых годах двадцатого века перуанский композитор и мастер по изготовлению кахонов Каитро Сото (Caitro Soto) преподнёс кахон в качестве подарка испанскому гитаристу Пако Де Лусии, посетившему Перу. Звук кахона так понравился Пако, что известный гитарист приобрёл ещё один инструмент до отъезда из страны. Немного позже, Пако де Лусия представил кахон в музыке фламенко, и его звук стал прочно ассоциироваться и с этим музыкальным направлением.

Бата (bata) барабаны с деревянным корпусом в форме песочных часов, имеющие на концах две мембраны разного диаметра, игра на которых осуществляется руками. Эти барабаны были завезены на Кубу вместе с африканскими рабами народности Йоруба, взятыми в плен в Нигерии. Традиционно они использовались для религиозных ритуалов, однако на Кубе их стали более широко использовать в ритуальной музыке. Количество барабанов в ансамбле сократилось до трех (в Нигерии их обычно 4–5).

Сначала игра на барабанах Бата происходила в закрытых ритуалах, куда приглашались либо посвященные (инициированные), либо посвящаемые. Однако, после революции кубинская музыка была объявлена национальным достоянием Кубы и были созданы коллективы (Conjunto Folclorico Nacional de Cuba), изучавшие традиционную музыку и со временем музыка Бата стала общественным достоянием.

На Кубе ансамбль использует 3 бата: 1) Оконколо (Okónkolo) — маленький барабан, который исполняет, как правило, строго фиксированный рисунок, выполняющий функцию ритмической поддержки. Фактически, это метроном в ансамбле; 2) Итотеле (Itótele) — средний барабан. Его функция — «отвечать» большому барабану Ийа; 3) Ийа (Iyá) — большой и, следовательно, самый низкий барабан. Это — «материнский барабан». На нем играет олубата — ведущий, самый опытный барабанщик. Ийа является солистом ансамбля.

Бата может быть изготовлен выдалбливанием из целого ствола дерева — традиционный африканский способ, либо современным — склеиванием из отдельных планок. Как правило для изготовления барабана используются твердые породы дерева.

По обе стороны бата натягиваются две мембраны из тонкой кожи. В традиционных бата мембраны прикреплены и натянуты с помощью полосок из кожи. В современных барабанах используются крепления с помощью плетеных синтетических шнуров или металлическая система крепления.

Табла (tabla) типичный североиндийский инструмент, в наше время получивший известность во всем мире. Фактически табла — инструмент, состоящий из двух барабанов: дайяна — для правой руки (собственно табла) и байяна — для левой. Дайян имеет форму большой кофейной чаши и изготовляется из дерева. Он более узкий, чём байян, который напоминает перевернутую чайную чашу и делается из металла или обожженной глины. Оба котла располагаются перед сидящим исполнителем, который играет на них, используя как ладони, так и пальцы.

Имеется ряд важных отличительных деталей, которые делают этот индийский инструмент, по всей вероятности, уникальным. Такими характерными особенностями являются: верхний пласт кожи, составленный из кусков, дополнительное покрытие кожи и ремни, охватывающие поверхность инструмента. Мембрана здесь не сделана из цельного куска кожи, как на литаврах и большом барабане, употребляемых в симфоническом оркестре; она состоит из круглого куска, который приклеивается к кожаному кольцу. Таким образом, в табла мембрана состоит из двух кусков кожи. Кольцеобразный кусок, в свою очередь, прикрепляется к окружающему мембрану кожаному обручу или шнуру, а через этот шнур продеваются ремни, которые прикрепляют мембрану (пуди) к корпусу. На мембрану тонким слоем накладывается паста, изготовляемая из смеси железных и марганцевых опилок, рисовой или пшеничной муки и клейкого вещества. Это покрытие, имеющее черный цвет, называется сьяхи.

Вся эта техника прикрепления и растяжки кожи не только оказывает влияние на качество звучания, делая его менее «шумовым» и более музыкальным, но и дает возможность регулировать высоту звука. На табла звук определенной высоты может быть достигнут либо с помощью вертикальных перемещений небольших деревянных цилиндров при значительных изменениях высоты, либо постукиваниями специальными молоточками по кожаному обручу.

Существует множество различных техник игры на этом инструменте, в зависимости от гхараны, от личных предпочтений музыканта и т.д.


Ханг-драм
(Hang Drum) перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полушарий. Гармонически настраиваемый стальной идиофон, созданный швейцарской компанией PANArt (Феликс Ронер и Сабина Шерер) из швейцарского города Берн. На бернском диалекте немецкого языка слово Hang означает «рука». Создание ханга стало результатом многолетних исследований как стального пана, так и различных инструментов со всего света, таких как гонг, гамелан, уду, барабан и колокол. Исследования изготовителей в области акустики и металлических материалов привели к существенным изменениям и способствовали улучшению конструкции, дизайна и обработки инструмента по сравнению с первым его вариантом.

Этот ударный инструмент состоит из двух соединенных между собой металлических полушарий: стороны ding и стороны gu. Две глубокие полусферы упрочняются путем обработки газовым азотированием. На стороне ding расположены 7-8 тональных областей, образующих «тональный круг». Он окружает центральный купол, названный ding (похожий на гонг). На стороне gu находится отверстие размером с кулак для звукового резонанса. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука ding.

При игре на ханге инструмент обычно располагается горизонтально на коленях исполнителя или помещается между колен, некоторые исполнители используют штатив. Существует множество способов игры на ханге, что в большей степени обусловлено индивидуальным подходом к исполнению. Наиболее часто на ханге играют руками вместо палочек. При это задействуется вся рука: кроме пальцев, также можно играть косточками пальцев и ногтями, ладонью и кулаком, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.

В настоящее время существуют упрощенные и более доступные аналоги, такие как хеппи-драм, глюкофон и другие.

Рамочные (рамные) барабаны (frame drums) самые древние музыкальные инструменты. По своей конструкции они очень просты: круглый деревянный обод, обтянутый кожей животного. Иногда на каркас подвешивали металлические элементы для дополнительного позвякивания. Большие барабаны использовались во время ритуальных церемоний, и на них играли мужчины. Брать в руки инструменты меньшего размера позволялось женщинам.

Существует много видов рамочных барабанов. Это название происходит из их устройства. Мембрана натягивается на круглую деревянную раму. Размеры их варьирутся от самых маленьких, которые во время игры дуржат на весу (Рик, Тар, Бендир), до больших, которые подобно дарбуке ставятся одним ребром на колено и издают низкий гипнотический звук.

Рамочные барабаны могут немного отличаться по конструкции. Например даф отличает большой диаметр и наличие металлических колец на внутренней стороне, они дают возможность не только ударять, но и шелестеть. На узбекской дойре также есть кольца, но диаметр её гораздо меньше чем у дафа.  Тар – рамочный барабан с натянутой струной на внутренней стороне мембраны. Из-за неё звук приобретает дребезг и грязь. Такое звучание характерно для аутентичной народной музыки.


Тамбурин (tambourin) ударный музыкальный инструмент. Инструмент имеет богатую историю. Тамбурин известен с библейских времен. Потом он фигурировал в Египте и Ираке. Гораздо позже он появился во Франции. Тамбурин был известен на юге Франции около восемнадцатого века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине.

Фактически представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем. Тамбурины часто принимают за бубны. Но от бубнов тамбурины отличаются принципиально — своей конструкцией. Форма тамбурина может быть круг, полукруг, звезда, реже треугольник.

Тамбурин широко используется во многих направлениях современной музыки.

Кашиши (cahishi, caxixi) маленькая погремушка, сделанная из плетеной соломы, прикрепленная к круглому кусочку тыквы в основании, внутри его – ракушки или зерна, в самом верху вплетается ручка, в которую должно проходить два пальца, чтобы было удобно играть. Имеет африканское происхождение, но широко известен и в Бразилии.

В музыке капоэйры ритм кашиши дополняет звучание беримбау и остальных инструментов, создает ритм и темп игры. В Восточной Африке инструмент используется певцами и ударниками-солистами.

Калимба (calimba) один из самых древних инструментов Африки. Он же относится и к самым распространенным. Это национальный инструмент народности шона, племена которой проживают на территории Зимбабве и Мозамбика и именно там можно встретить самых искусных исполнителей на калимбе. Калимба – не единственное название инструмента. Вот только некоторые из них - мбираили мбила, цанца, санса, санза или занза, баивенда илилукембу, кабир, селимба, ндимба, малимба, нданди,ижари, мганга, лала и многие другие. Это лишний раз доказывает широкое распространение инструмента по континенту и его безоговорочную популярность. Ее называют «африканское ручное фортепиано».

Первоначально калимба возникла в Африке, откуда она была завезена в другие страны, в том числе и на Кубу, где бытует до сих пор. Инструмент используется не только в традиционных обрядах, но и профессиональными музыкантами. Музицирование может длиться часами, и часто организуется в ночное время. Согласно поверьям, такое музицирование помогает войти в транс не только музыкантам, но также и всем присутствующим.

На инструменте играют двумя руками. Можно играть стоя, сидя или на ходу. Звук извлекается либо большими пальцами обеих рук — движением сверху вниз, либо указательными — снизу вверх. В качестве резонатора иногда используется полая тыква или панцирь черепахи. Сегодня можно встретить калимбы с пластмассовым резонатором.

В настоящее время калимба – это не только древний инструмент, на который можно полюбоваться только в музее. Многие народные ансамбли имеют исполнителей на калимбе. Калимба широко используется в эстрадной музыке Зимбабве.

Тон-блок (tone-block)один из самых древних и самых распространённых перкуссионных инструментов. Они имеют неопределённую высоту звучания, издают характерное «цоканье», окраска которого изменяется в зависимости от конструкции и материала блока. Блоки широко распространены как в оркестровой музыке, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки, откуда этот инструмент распространился по всему миру.

Для изготовления блоков применяют звонкое, хорошо просушенное дерево. Наиболее простые блоки имеют форму прямоугольного бруска, с одной стороны которого делается глубокая щель. Играют на блоках с помощью деревянной или пластиковой палочки. Распространены блоки округлой формы, в которых выдалбливают полость и щели.

Гуиро (güiro, calabazo, ralladera, rascador) латиноамериканский шумовой музыкальный инструмент, первоначально изготавливался из тыкв «колебаса» — плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро». На боковую поверхность высушенного плода наносили горизонтальные насечки. Благодаря перемещению палочки по этим насечкам сверху вниз и наоборот, извлекается трещоточный звук. Редко встречаются гуиро с двумя рабочими поверхностями.

Слово «гуиро» происходит из языка индейцев таино, населявших Антильские острова до испанского вторжения. Современные гуиро часто имеют вид металлической трубки с насечками либо деревянной рифлёной дощечки. Часто инструменту придают различную форму, обычно скульптурную, украшают орнаментами. Популярны гуиро в форме зверей, жаб и различных насекомых.

Шейкер (shaker)название целого ряда ударных музыкальных инструментов (перкуссии), используемых для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Представляет собой закрытую емкость (контейнер) из твёрдого материала, частично наполненный мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зёрна растений и т. п.). Шейкеры имеют разнообразные размеры, форму и вид, могут напоминать барный шейкер для коктейлей, иметь форму шара или яйца и т. п. Шейкеры часто используются в популярных и традиционных музыкальных направлениях.

Способ звукоизвлечения у шейкера соответствует названию: по нему как правило не ударяют, его сотрясают, перемещая вперед и назад, вверх-вниз. При этом частички наполнителя сталкиваются между собой и с внутренней поверхностью, создавая специфическое звучание инструмента. Более резкие, отрывистые движения обеспечивают более жесткую атаку звука, создавая акцент на определенных долях ритма. Шейкеры (как правило с деревянным корпусом) также могут иметь рифлёную поверхность для извлечения звука с помощью палочки. Звук производится обычно с помощью рук, однако на шейкерах можно играть и ногами, прикрепляя их к педалям или непосредственно к обуви для того, чтобы руки исполнителя были свободны — например, для других музыкальных инструментов.

Маракас/Марака (maracas, maraca)  древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе (agbe). Неудивительно, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.

Ковбелл (cowbell, cencerro, campana) ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания. Ковбелл упрощённо представляет собой четырёхугольную металлическую призму с открытой передней гранью. Чаще всего бывает выполнен с прямоугольной, либо ромбообразной формой оснований. Имеет резкий, пронзительный, хорошо читаемый даже в насыщенных аранжировках звук с очень короткими атакой и затуханием. Использование ковбелла является неотъемлемым элементом танцевальных жанров латиноамериканского происхождения, также он иногда применяется в популярной и рок-музыке.

Ковбелл, полностью оправдывая собственное название, напрямую происходит от колокольчика, который пастухи вешали на шею коровам. С приходом в музыку ковбелл видоизменился и лишился язычка, издававшего звук, который теперь извлекают ударом палочки. Ковбелл имеет фиксированную высоту звучания, зависящую от его размеров и толщины стенок, поэтому чтобы разнообразить партию, используют несколько ковбеллов различной высоты. Существуют ручные ковбеллы, на которых удобно играть, держа их в руке, и ковбеллы для держателя, имеющие вместо ручки крепление для установки на стойку. Ковбелл на стойке можно использовать при игре на ударной установке.

sun_drums_sundrums_барабаны_магазин_джембе_агого_agogoАгого (agogo, gangkogui, gonkogui) металлический колокольчик, представляет собой два или три разнотоновых колокольчика без языков, соединенные металлической изогнутой ручкой. Иногда бывает изготовлен из надпиленных орехов, посаженных на деревянную рукоять. Две отчетливых ноты извлекаются ударами по агого маленькой деревянной или металлической палочкой.

В настоящее время используется во всем мире, но происхождение уходит корнями в традиционную музыку западно-африканского племени Йоруба, а также используется во множестве бразильских музыкальных традиций, например в музыке капоэйры.

Клаве/клаве (clave)два кусочка твердого дерева цилиндрической формы, ударяемые один о другой. Самая простая перкуссия из существующих, африканского происхождения, задающая основной ритм в латиноамериканской музыке. За ритмом клаве следует весь оркестр, он – центральный стержень мелодии, можно сказать, ритмичная пульсация «сердца» композиции.

Говорят, что научиться играть клаве невозможно – с этим умением нужно родиться. Но даже если не говорить о ритме, не так-то просто как кажется, стучать на клаве. Одна из палочек берется за конец в правую руку, и ритмично ударяет по другой, зажатой в левой ладони следующим образом: палочка находится между большим пальцем и остальными, один ее конец уходит вглубь ладони, которая выполняет роль резонатора. Сила давления пальцев, степень округленности ладони, и, конечно, сила удара влияют на тональность и силу звука.

Правая палочка, активная, символически ассоциируется с самцом, левая, пассивная, та, что рождает звук – с самкой. Многие опытные музыканты клаве по привычке или по традиции берут одну из палочек клаве всегда в правую, другую – всегда в левую руку. Палочки клаве, вначале абсолютно симметричные и одинаковые, при постоянном использовании приобретают характерные вмятины; при этом, если изучить две пары использованных клаве, можно увидеть, что выемки отличаются друг от друга.

Клаве может использоваться для исполнения различных ритмических рисунков; однако применяется в основном для исполнения одноимённого ритма клаве, который известен в нескольких вариантах: клаве гуагуанко, клаве сона, клаве колумбии, бразильский клаве и др. Клаве широко применяется в кубинской музыке, а также в таких стилях латиноамериканской музыки, как мамбо, сальса и др.

Ахоко (ahoko) ручной шумовой перкуссионный инструмент из Ганы, Кот-д`Ивуар. Представляет собой деревянную палку с ореховой скорлупой, последовательно привязанными и стянутыми вокруг конца палки. Может использоваться самостоятельно с отчётливым гремящим звуком. Ударный звук может находиться в диапазоне от тихого до очень громкого, и зависит от того, сколько орехов бьет по корпусу барабана сразу. Рассеянный звук может быть произведён, когда группа орехов поражает барабан в разное время.