РИТМЫ
- 22 традиционных ритма
- Другие ритмы Мандинго
- Два брейка из танца масок Завули
- Барабанный сигнал в унисон
«Gnosusumo nana de be jenbefolaba wolo…»
«Та, кто хорошо владеет пестиком, подарит рождение великому перкуссионисту…»
Следующие ритмы были выбраны среди наиболее часто исполняемых. Представленные версии не являются неизменными. Они по-разному истолковываются в зависимости от региона происхождения, солиста и события: свадебное торжество, регистрация, танцевальное выступление, танцевальный класс и пр. В Гвинее, исполнение кесерени и сангбы может быть дополнено дунунбой, а в Мали может использоваться второй дундун. Нет необходимости ограничивать аккомпанемент джембе двумя ритмами. Ниже просто приведен один из самых распространенных и типичных.
Солист с определенным стилем игры, возможно, предпочтет одиночный аккомпанемент или добавит 3-4 инструмента. Поэтому вариантов аккомпанементов столько же сколько и аккомпаниаторов.
Чтобы хорошо усвоить репертуар, важно овладеть каждым ритмом, понять его лейтмотив на джембе и различных дундунах в отдельности, прежде чем играть его в группе.
Джембе
— Сохраняя ровный темп, повторите начинающий сигнал медленно несколько раз.
— Сделайте то же самое для первого аккомпанемента джембе.
— Затем сыграйте второй аккомпанемент джембе.
— После начинающего сигнала возвращайтесь к первому аккомпанементу, затем сыграйте завершающий сигнал.
— Повторите это со вторым аккомпанементом.
— После начинающего сигнала сыграйте первый аккомпанемент, затем без остановки или повторения начинающего сигнала сыграйте второй аккомпанемент джембе. Повторите, сменяя эти аккомпанементы несколько раз и добавляя каждый 8-тактовый цикл, например, завершающий сигнал.
Дундун
Осваивайте инструмент постепенно тем же способом, что и джембе. Разница заключается лишь в том, что сначала вступает первый дундун, затем второй выступает в одиночестве, далее колокольчик и наконец дунунба один, а затем – с колокольчиком.
Чтобы начать каждую комбинацию правильно, пропойте стартовый сигнал джембе.
Только когда эти этапы пройдены и когда каждый перкуссионист достиг совершенства и с легкостью воспроизводит все ритмические формулы, может начаться групповая работа. Любой мотив может родиться в руках барабанщика легко сам по себе, но комбинировать различные ритмы сложно, так как важно уметь правильно «переплести» их.
— Сначала начните с любого другого музыканта и попрактикуйте два аккомпанемента джембе. Двое могут переключать партии в течение игры, работая вместе без стартового или завершающего сигнала.
— Затем вы можете практиковать различные аккомпанементы дундуна с одним или двумя другими музыкантами, один после другого. Будьте аккуратны в соблюдении цикла, например, 8-тактного.
Однажды эти сложности будут преодолены, и группа сможет сыграть целый ритм вместе. Чтобы сохранить стабильность и ритмическую гармонию, важно использовать различные дундуны как ориентир: они есть «сердце ритма».
Стартовый сигнал открывает ритм и темп. Он подается первым. Чтобы остановить ритм используется тот же сигнал, таким образом, превращенный уже в завершающий. Чтобы сделать это, добавляется один дополнительный удар, который может быть сыгран как слэп и «обманка».
Например для «Диансы»:
В некоторых случаях, как например, в «Дунунбе» сигнал к остановке отличается от стартового.
Полиритмы исполняются четырьмя или пятью барабанщиками и всегда представлены в следующем порядке:
1-ый нотный стан: джембе дает группе стартовый сигнал и играет первый аккомпанементный ритм.
2-ой нотный стан: второй джембе входит со вторым аккомпанементом.
3-ий нотный стан: барабанщик начинает ритм с первого дундуна (первого конкони или кесерени).
4-ый нотный стан: следующий музыкант добавляет ритм вторым дундуном (вторым кокони или сангбой, а также колокольчиком).
5-ый нотный стан: для определенных ритмов из Гвинеи пятый музыкант играет часть дунунбы.
Скорость варьируется от 90 до 150 ударов в минуту и может достигать более быстрого темпа в зависимости от обстоятельств.
Репертуар – исключая партии соло – может быть разделен на три уровня сложности:
Легкий
Дианса
Куруби
Мадан
Софа
Суну
Соли
Тириба
Васулунке
Сложный
Дидади
Касса
Коредуга
Маракадон
Сабар
Соголон
Соко
Ябара
Очень сложный
Куку
Санья
Дунунба 1 и 2
Кава
Менджани
«Ni sama be mogo min gne, nomi t’i bugo…»
«Тот, кто едет на слоне, не охладится росой…»
ДИАНСА
Ритм берет начало в регионах Кайес и Кита Мали, зародился у народа Касонкé.
Дианса несомненно самый популярный развлекательный танец в Хассо. Его можно видеть на площадях вечером или ночью. Этот танец для всех людей и на все случаи: на полнолуние, окончание зимы и хороший урожай. Начинается он медленно и набирает скорость, когда талантливый танцор выходит в центр круга. Во время танца хорошие танцоры иногда ловко обращаются с винтовкой или пистолетом.
КУРУБИ
Ритм зародился в Кот-д’Ивуар и Буркина-Фасо (Бобо Диуласса) у этнической группы Диула. Этот ритм исполняется во время празднеств перед окончанием Рамадана, на 27-ю ночь. Данный праздник становится последними днями отрыва для молодых девушек, которые выйдут замуж в следующем году.

МАДАН
Ритм пришел из региона Канкаба Мали от народа Манинка.
Мадан исполняется в честь процветания и изобилия по случаю окончания сбора урожая. Его также играют в качестве приветствия во время популярных празднеств. Мадан может исполняться несколькими способами, версия, представленная здесь, наиболее распространенная. В Сигуири и регионе Мандиана Гвинеи мадан также называется джагбе. Его играют на торжествах, посвященных окончанию Рамадана (на 30-й день), а также на Овечьем фестивале.
СОФА
Ритм зародился в регионах Курусса, Канкан и Фаранах Верхней Гвинеи, в этнической группе Манинка. Его корни уходят в глубь времен, к эпохе правлению короля Самори. В то время софа исполнялась только на парадах, прославляющих королей и их победы. В качестве аккомпанемента джембе выступали болон и дундун.

СУНУ
Ритм народа Сонинке из региона Кайес Мали.
Считается, что этот очень популярный ритм существует с доколониальной эры. В то время в деревне Сагабари жила прелестная молодая девушка по имени Суну Мамади (у ее отца было то же имя).
Все любили ее и ценили как прекрасную танцовщицу. Ни одно празднество не проходило без ее участия. Этот ритм был создан в ее честь группой из ее деревни.
Танец суну исполняется, чтобы отметить хороший урожай. Это также удачный момент для молодых девушек показать грацию и красоту, иногда даже путем провокации. А парни во время танца, особенно в кругу Каарта, демонстрируют силу и энергию, показывают свое акробатическое мастерство.

СОЛИ
Ритм Манинка, распространенный на всех территориях, занимаемых этой этнической группой.
Соли предназначен для обрядов обрезания. Обрезание является ритуальной операцией, которую проходят все семилетние мальчики. Когда семейные советы в деревне вывешивают список кандидатов, которых ожидает в этом году переход на другой уровень и назначают дату церемонии, начинаются приготовления. Матери готовят традиционные платья. Отцы направляются за консультациями к избранному мудрецу, который будет наблюдать за инициацией мальчиков посредством обрезания, а также определяют место их уединения.
Празднества, связанные с обрезанием, всегда сопряжены с масштабным весельем. Они начинаются за семь дней до инициации, которая длится 4 недели.
На площади пение и барабаны созывают людей, чтобы танцевать очень популярный танец солиси или фураси. В Мали этот ритм также называется суку или фура.

ТИРИБА
Ритм зародился в регионе Боке Нижней Гвинеи у народности Сусу.
Традиционно тириба не играется на джембе, а на барабанах меньшего размера, обтянутых кожей оленя и деревянными углами.
Тириба исполняется по случаю обрезания и во время важнейших исцеляющих церемоний и празднеств.

ВАСУЛУНКЕ
Название ритма родилось у одноименного народа, проживающего в регионе Сикассо Мали. В этом регионе он называется джакевара, по имени масок, которые используются в этом танце. Ритм исполняется на празднествах по случаю окончания сбора урожая.
Очень популярный в районе Бамако, этот ритм звучит на огромном числе праздников.

ДИДАДИ
Ритм создан народом Бамана, населявшем круг Бугуни региона Сикассо (Мали).
Дидади звучит во время праздников по случаю окончания года или чтобы отметить прибытие важного человека. Под этот ритм легко танцевать и каждый может делать это так, как захочет.
В Сикассо дундун, называемый дидадидундун, — инструмент для исполнения этого ритма. Одна рука ударяет по коже барабана, а вторая – деревянной палочкой.

КАССА
Ритм региона Курусса Верхней Гвинеи, народа Манинка.
Касса исполняется по случаю событий, связанных с урожаем. Этот ритм играется, чтобы вдохновлять фермеров во время сева и сбора урожая. Существует несколько вариантов касы. Конкоба, соро и дубон – другие ритмы исполняемые вместе с кассой.

КОРЕДУГА
Ритм появился в регионе Сегу Мали, у народности Бамана.
Каста коредуга — часть отдельной группы в народе Бамана. Ее люди легко узнаются по характерным небрежным нарядам. Их роль во время празднеств – заставлять публику смеяться, используя свою мимику и акробатические трюки.
Помимо всего прочего ритм коредуга сопровождает танцы клоунов и шутов, исполняемые и мальчиками, и девочками.
МАРАКАДОН
Ритм зародился в регионе Кайес Мали, его прародитель – этническая группа Сонинке.
Этот ритм в основном исполняется женщинами во время популярных празднеств. Он неверно называется денбадон[1]. На самом деле денбадон соединяет вместе несколько ритмов и танцев, исполняемых на празднествах в честь матерей, и поэтому он не является названием ритма.
Маракадон исполняется только одним джембе и одиночным конкони. Он также называется такé.

САБАР
Ритм пришел из региона Дакар Сенегала и своим появлением обязан народу Волоф.
В этой стране самый распространенный инструмент – сабар, барабан, на котором играют рукой и тонкой деревянной палочкой. Сабар располагается на земле или закрепляется ремнем на теле барабанщика. Существует несколько стилей танца сабар. Наиболее известны «кондиционер», состоящий в разоблачении пентелу[2], и «вентилятор», при котором вращение бедрами вызывает круговые движения ягодиц. Этот ритм очень популярен в Сенегале и в остальной западной Африке, где несколько его вариаций адаптировано для джембе.

СОГОЛОН
Ритм зародился в регионе Мопти Мали у народа Бозо.
Традиционно этот ритм исполняется с тремя бонголо и барой. Им отмечается изобилие в конце сезона рыбалки. В настоящее время соголон играют на джембе в районе Бамако во время народных празднеств.
СОКО
Ритм народа Манинка из региона Фаранах Верхней Гвинеи. Он также существует у народа Диалунке.
Этот ритм исполняется вечерами для мальчиков в течение трех месяцев, претворяющих обряд обрезания. По этому случаю также исполняются саа, кала, канканба и конджан.
ЯБАРА
Ритм народности Фулани из региона Васулу Верхней Гвинеи, исполняется в качестве приветствия во время народных торжеств.
Различные рожки и несколько ябар сопровождают игру джембе и дундуна — отсюда и название ритма «ябара».
КУКУ
Ритм принадлежит регионам Бейла и Керуан лесистой области Гвинеи, народу Кониаги.
Этот ритм исполняется по случаю окончания сбора урожая и во время праздничных торжеств. Играется только на джембе, так как дундун не существует в этом регионе. К сторонам солирующего джембе добавлены два маленьких барабана. Отсюда и название – трехголовый барабан. Другой барабанщик поддерживает аккомпанемент на малом джембе.
Куку был изменен и адаптирован для Национального Балетного Общества с соло джембе и дундуна.
САНДЬА
Ритм пришел от этнической группы Манинка из региона Кайес Мали.
Это произведение традиционно открывало церемонии по случаю смерти короля или важного человека.[3] Излагая эпос Мандинго, этот преимущественно вокальный ритм был переплетен с «Фасой».
Традиционно настоящая сандьа не исполнялась на джембе, так как он не был инструментом гриотов как бала, нтама и диалидундун[4]. Только на этих инструментах гриоты играли сандьа, пели друг другу хвалу и исполняли грациозный танец с круговыми движениями, широко расставляя руки. Сегодня некоторые ассоциации, организующие «Амбианси Фоли»[5], просят джембефола играть сандьа. Он может делать это только на современный манер. Этот ритм также называется диалидон[6]. В Гвинее его имя – ламбан.

ДУНУНБА
Ритм зародился у Манинка в регионах Хамана и Курусса Верхней Гвинеи.
Дунунба также называется «танец сильных мужчин». Основной инструмент в нем – дундун, джембе всего лишь аккомпанирует. Именно по этой причине название ритма произошло от названия дундуна.
Это очень акробатический танец. Танцоры, называемые Барати[7], используют его, чтобы показать жизненную силу и храбрость обрученным и уважаемым людям деревни. Выступая перед собранием, они наносят себе удары кнутами из мышц животных, совершают рискованные кульбиты и прыжки. В некоторых регионах этот танец исполняется более мирно. Женщины принимают в нем участие со своими специфическими движениями.
Существует множество вариантов ритма дунунба. Здесь представлены два из них.
КАВА
Ритм появился у Манинка в регионе Фаранах Верхней Гвинеи.
Кава стоит выше всех ритмов лекарей. Она исполняется во время обрезания, чтобы сдерживать злых духов и защищать новопосвященных от них. В этом ритме джембе сопровождают бала, нтама и фила.
МЕНДИАНИ
Ритм Манинка, распространенный на всех территориях, занимаемых этой этнической группой.
Этот ритм главным образом исполняется молодыми девушками, достигшими половой зрелости, чтобы отметить хороший урожай.
В Гвинее это ритм также называется денадон.
ДРУГИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РИТМЫ МАНДИНГО
Ниже приведены основные известные ритмы, собранные в Мали и Гвинее и сгруппированные по регионам происхождения. Некоторые из этих ритмов обнаруживаются в других регионах под другими названиями.
МАЛИ
| КАЙЕС Бире Дианса Гарангедон Мадан Макакадон Сандьа Суну Таке Вулунго Воло Сангабороке Кофили Бара Диура Самбали Бомбо Сидияса Кайе | КУЛИКОРО Гомба Нама Мадан 2 Нумудон Соголон 1 Коте | СИКАССО Дидади Корокодон Варафоли Васулунке Согонику Ниокон Ниянгаран Фура | МОПТИ Фладон Кадодон Соголон 2 Со Каджу Санджоли Кадага Хиро Гамбари |
| СЕГУ Бара Бонджалан Конон Коредуга Кака Текерекуло Дома | ТИМБУКТУ Такамба Гао Чало Тенде | ГАО Сакал | Регион БАМАКО Здесь можно встретить все ритмы семи регионов наряду с основными ритмами из Гвинеи. |
ВЕРХНЯЯ ГВИНЕЯ
| КАНКАН Диа Каса Кома Ламбан Мамайя Мендьани Софа Соли Соливуле Веима | КУРУССА Диа Дьаба Дубон Гбéледу Гуидамба Кадан Каса Кома Ламбан Мамайя Менджани Софа Соли Соливуле Соро Тама Веима Конкоба | КУРУССА / СЕМЕЙСТВО ДУНУНБА Бада Баласонде Болоконондо Дунунбе Курабадон Коноовуле Сакосаба Бандон Донаба Конде Букондо |
| МАНДИАНА Ябара Собонинку | СИГУРИ Данадон Диа Дьагбе Фанкани Каса Кома Конде Ламбан Мамая Менджани Собонинку Софа Соли Соливуле Веима | ФАРАНАХ Кала Канкамба Кава Конджан Конкоба Саа Соко Соли Торо |
ЛЕСНОЙ РЕГИОН ГВИНЕИ
НЗЕРЕКОРЕ
Куку
5-главые барабаны
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ
ЛАБЕ
Ритмы Фулани
НИЖНЯЯ ГВИНЕЯ
КОНАКРИ, КИНДИА, БОКЕ
В этом регионе встречается большинство ритмов Сусу, такие как:
| Какилембé Сорсонé Тириба Йоле | Йенкади Гуинефаре Мане | Синити Макуру Йокуи |
ЗАВУЛИ
Для народа гуро, живущего в регионе Зуенула Кот-д’Ивуара, завули с его поразительными масками олицетворяет собой зло. Обычно его исполняют только во время похоронных обрядов.
Танец масок исполняется в середине большого скопления публики. Он требует сопровождения смешанного ударного оркестра, меняющего тоны и тембры. Такой оркестр включает в себя один маленький и один большой одномембранный барабаны, два одномембранных шнурованных барабана, один щелевой барабан, три свистка.
Замечательно отточенный, зрелищный танец совершенно синхронизирован с ритмом. Сотрясая двумя косами бычьих хвостов, танцор отмечает время первой части стартового сигнала, называемого «руки завули». Вторая часть стартового сигнала – «ноги завули», во время нее танцор производит звуки толстыми ремнями из волокон пальмы рафия и колокольчиками вокруг щиколоток. Он исполняет отрывистые серии очень быстрых прыжков, его ноги ударяют землю, запуская резонаторы, чьи звуки идеально соответствуют звукам барабанов.
Однако сегодня ритм завули больше не аккомпанемент для танца масок, он становится танцем людей. Женщины танцуют его в традиционной одежде, но уже без масок завули (см. фото справа). Он может быть включен в ритмы, исполняемые на джембе, такие как куку или дианса, создавая, таким образом, действительно красивые брейки.
Здесь представлена наиболее типичная адаптация этого произведения, содержащего одну часть, ускоренную в два раза, и одну часть, ускоренную в три раза. Солист дает сигнал, описанный в первом такте. Затем к нему присоединяется сразу в унисон остальная труппа. Дундун акцентировано выделяет сильные доли, в основном играя во время низких нот джембе.
БАРАБАННЫЙ СИГНАЛ В УНИСОН
Здесь представлен один из множества барабанных сигналов, сочиненных «Балетом Котеба Кот-д’Ивуара»[8], компанией, созданной и управляемой Сулейманом Коли. Множество замечательных барабанщиков, включая Фотана Джорджа Кемоко, Мамади «Каргус» Кейта и Мамади «Нтомана» Кейта, входили в ее труппу.
Этот стартовый сигнал исполняется в унисон группой джембе и дундунов. Чтобы хорошо сыграть его, необходимо работать над гармонией в группе и единообразием.
— Первый барабанщик играет первый такт стартового сигнала и труппа немедленно присоединяется к нему.
— Группа джембе играет первый нотный стан, а группа дундунов – второй.
Джембе
Дундун
[1] Den – ребенок, Ba – мать, Don – танец.
[2] Пентелу – нижние юбки, которые носят только замужние женщины. Бывают разных цветов и могут быть украшены вышивкой с провокационными выражениями
[3] Хвалебные песни.
[4] Дундун гриотов.
[5] Общинные торжества.
[6] Танец гриотов.
[7] Barati – хозяин Бара. Бара – публичное место, где танцуют дунунба.
[8] Это версия Фофана Джорджа Кемоко и Мамади «Нтомана» Кейта



