Значения музыкальных терминов, которые вы можете услышать на уроках и встретить в книгах или в интернете.
Метр – это ход времени, чередование сильных и слабых долей, координатная сетка. Метр всегда подразумевается при игре, но не всегда воплощается.
Ритм – рисунок, нарисованный по координатной сетке, моменты исполнения звуков.
Темп – скорость исполнения музыки, числовая запись означает количество ударов метронома в минуту.
Фигура – ритмическая группа, соотношение длительностей звуков и пауз, из которых складывается ритм.
Доля – отдельный щелчок времени, момент, который может быть выражен или не выражен звуком.
Сильная доля – первая доля, имеющая больший вес, смысловую нагрузку, громкость, обозначается цифрой (1 – сильная доля, 2,3,4 и т.д. – относительно сильные.).
Слабая доля – не имеющая ударения, обозначается «и».
Акцент – ударение, которое делают при игре на сильной доле. Акцент может быть на любой доле, если того требует характер мелодии или манера исполнения.
Синкопа – акцент на слабой доле.
Такт – время от одной сильной доли до другой. Такт может иметь разное количество долей. Вертикальная черта обозначает начало или конец такта.
|1и2и3и4и|: проговаривается равномерно «Раз-И-Два-И-Три-И-Четыре-И». Каждая доля в такте имеет имя (доля «Раз», доля «ДваИ»). Доля 1 — сильная, доли 2, 3, 4 — относительно сильные, доли И — слабые. Доли 1 и 3 также называют бит (beat), доли 2 и 4 – бекбит (backbeat), доли И – оффбит (offbeat).
Затакт – неполный такт, исполнение начинается с конца такта.
Длительность – условная продолжительность звуков, измеряемая долями. При делении такта на 8 равных долей, длительность каждой доли составит 1/8 («одна восьмая»). Длительность важна для понимания соотношения нот в музыке. 1 целая нота (или пауза) = 2 половинным = 4 четвертям = 8 восьмым = 16 шестнадцатым нотам и т.д.
Группировка – образование ритмических групп внутри такта.
Дуоль –группа из двух нот, сильной и слабой (1и).
Триоль – группа из трех нот, сильной и двух слабых (1ии).
Квартоль – группа их четырех нот (1иии).
Квинтоль – группа из пяти нот (1ииии).
Секстоль – группа из шести нот (1иииии).
Размер – цифровая запись метра. Указывается для предварительного настроя, понимания ритма. Дробь 3/4 означает – сколько ударов метронома (3) какой длительности (четверть) имеет такт.
Метры могут быть двудольными, когда сильные доли (акценты) повторяются равномерно через одну слабую долю (1и) и трехдольными – через две слабые доли (1ии).
Простые метры (простые размеры) – двудольные и трехдольный, имеющие один акцент (2/4, 2/8, 2/16, 3/4, 3/8, 3/16).
Сложные метры – образуются при слиянии простых, двух и более и имеют несколько сильных долей (простых метров), например:
— четырехдольные (4/4, 1и2и3и4и);
— 6-дольные (6/8, 1ии2ии)
— 9-дольные (9/8, 1ии2ии3ии)
— 12-дольные (12/8, 1ии2ии3ии4ии)
Сложные смешанные метры – слияние нескольких разнородных простых (2 и 3). Их чередование может меняться. Например: 5/4 = 2/4 + 3/4 (1и2ии) и 5/4 = 3/4 + 2/4 (1ии2и). Видна различная группировка долей.
Переменный размер – новый такт начинается в новом размере.
Аппликатура – способ расстановки и чередования рук (пальцев) при игре, а также способ обозначения рук в записи. Обычно используется прямая аппликатура рук RLRL (правая-левая-правая-левая).
Рудименты – специальные приемы, используемые барабанщиками для тренировки и в игре, основанные на чередовании различных аппликатур. Отработка рудиментов тренирует мышечную память, улучшает технику игры. Основные группы рудиментов: дроби, парадидлы, форшлаги.
Дробь (тремоло, roll) – “дрожащий” звук, серия быстроследующих ударов. Тремоло может быть одинарным, когда руки играют поочередно (RLRL…) и отскакивающим, когда каждая рука делает двойной или тройной удар (RRLL… , RRRLLL…). Отскакивающее тремоло более актуально для игры палочками.
Парадидл – последовательность ударов, где звуки «па» и «ра» означают перемену рук, а «дидл» — двойной удар (RLRRLRLL…)
Форшлаг (flam)– предудар, укращающий основной звук. Вместе они звучат внахлест (“тра”).
Крещендо –исполнение группы нот с равномерным увеличением громкости. Обозначается знаком “<” от первой до последней ноты.
Декрещендо – исполнение с уменьшением громкости. Обозначается “>”.
Шаффл (пунктирный ритм) – манера исполнения триолей, когда звучат только первая и третья нота в триолях, “Та-таТа-таТа…”
Если что-то осталось не понятным — звоните +7 903 505 66 85 или пишите на sundrums@mail.ru
Также хороший сайт:
http://www.music-theory.ru/index.php
А главное — практика!